Дополнительная образовательная программа студии кройки и шитья "Стиль"
Направленность программы -Техническая (иная)
Возраст обучающихся 7 лет - 17 лет
Заболевания - без ОВЗ
Цель программы:
- Раскрытие творческих и познавательных способностей ребёнка.
- Формирование практических прикладных и общетрудовых навыков, и закрепление их на практике.
- Развитие самосознания и индивидуальная реализация учащихся.
Задачи для учащихся первого года обучения.
- Формирование интереса и творческой активности.
- Раскрытие индивидуальных способностей
- Развитие практического прикладного умения.
Задачи для учащихся второго года обучения.
- Создание среды для развития творческих и познавательных способностей.
- Формирование умения применять знания, умения и навыки в повседневной жизни.
- Развитие навыков коллективной деятельности.
- Развитие интереса учащихся к народному творчеству и желание самим создавать различные поделки.
Аннотация
Данная программа является модифицированной (в основе была типовая программа) и относится к программам научно-технической направленности.
Программа рассчитана на учащихся от 7 до 17 лет.
Продолжительность обучения 3 года. Учебная группа состоит из 12-15 учащихся. Занятия кружка проводятся: для учащихся первого года обучения два раза в неделю, продолжительность занятий – два часа; для учащихся второго года обучения два раза в неделю по два часа, для учащихся третьего года обучения – два раза в неделю.
Данная программа учит не только изготовлению различных вещей, но и содержит занимательные рассказы, сказки, загадки, которыми можно сопровождать обучения. Сюжетный текст подкрепляется методическим материалом. В процессе обучения выполнению ручным швам дети знакомятся с их назначением и применением, отрабатывают простейшие технологические приёмы, развивают глазомер, мелкую моторику рук, привыкают к аккуратности и усидчивости.
Разнообразие декоративной отделки, отказ от натуралистического решения образа, нарушение привычных пропорций, условная трактовка формы, с одной стороны, помогают выявить характер поделок, сделать их более забавными, с другой стороны – придают им сходство с лучшими образами народной одежды.
Как показывает практика, увлечение ребят по началу лишь непосредственно изготовлением мелких поделок (подушки-игрушки, прихватки и др.) перерастаёт затем, незаметно для них самих, в желание творить самостоятельно.
Работа кружка по изготовлению швейных изделий представляет широкие возможности для профессиональной ориентации учащихся, ознакомление их с рабочими профессиями (швея-мотористка, лекальщик, раскройщик и др.) и традиционными народными промыслами.
Ведь создавая вещи своими руками, ребёнок даёт волю своей фантазии, учится работать различными инструментами, его интеллект ускоряет умственное развитие. Ещё В.А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев, от пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». Осваивая основные приёмы изготовления и оформления изделий, кружковцы, уже с первых занятий, принимают участие в творческом процессе, – подбирают ткань, мех, тесьму; придают поделкам, изделиям желаемую форму, выражение. Все эти элементы творческой работы над заданием требуют от детей определенной мыслительной деятельности, художественного вкуса, умение анализировать.
Средства обучения
- Швейная машина (механическая) - требуется 5 штук на группу, используется 90% времени реализации программы;
- Швейная машина (электрическая, челночного стежка) - требуется 5 единиц на группу, используется 100% времени реализации программы;
- Инвентарь для вышивания: пяльца, иглы, канва, ткань, нитки - требуется 10 комплектов на группу, используется 80% времени реализации программы;
- ткань - требуется 100 погонных метров на группу, используется 100% времени реализации программы;
- Нитки швейные - требуется 100 катушек на группу, используется 100% времени реализации программы;
- Ножницы портновские - требуется 15 штук на группу, используется 100% времени реализации программы.
Учебно-тематический план занятий.
Первый год обучения.
№ |
Название темы |
Количество часов |
||
Теоретич. |
Практич. |
Всего |
||
|
Вводное занятие |
2 |
- |
2 |
|
Общие сведения об основных швейных работах. |
4 |
10 |
14 |
|
Последовательность изготовления женского лёгкого платья |
6 |
15 |
21 |
|
Художественное проектирование одежды |
2 |
4 |
6 |
|
Основы цветовой грамоты |
1 |
2 |
3 |
|
Основы конструирования |
1 |
15 |
16 |
|
Раскрой |
1 |
15 |
16 |
|
Основы моделирования отдельных узлов |
1 |
44 |
45 |
|
Итого |
18 |
126 |
144 |
Второй год обучения.
№ |
Название темы |
Количество часов |
||
Теоретич. |
Практич. |
Всего |
||
|
Вводное занятие |
2 |
- |
2 |
|
Общие сведения о художественном проектировании одежды, конструирование, моделирование. |
2 |
10 |
12 |
|
Основы конструирования |
2 |
15 |
17 |
|
Раскрой лёгкого женского платья |
2 |
15 |
17 |
|
Раскрой брюк. |
2 |
15 |
17 |
|
Основы цветовой грамоты. |
5 |
6 |
11 |
|
Понятие о стиле и имидже. |
3 |
- |
3 |
|
Изготовление экзаменационного изделия |
- |
65 |
65 |
|
Итого |
18 |
126 |
144 |
В программу вошли следующие разделы:
-
Основы лоскутного шитья – это соединение лоскутов ткани различных расцветок; такой вид деятельности учит детей концентрации внимания и стимулирует развитие памяти, первых чертёжных навыков, знакомит с основными геометрическими понятиями. Учащиеся среднего и старшего школьного возраста выполняют сложные, многоэлементные и лоскутные многоцветные изображения. Предварительно изучив основы цветовой грамоты.
-
Основы моделирования и композиции одежды. Показаны основные способы и приёмы технического моделирования. При разработке конкретных моделей учитываются утилитарные и эстетические требования, предъявляемые к современной молодёжной одежде. Изучаются средства композиции, используемые в процессе создания модели. Раскрываются основные средства современных материалов, их структура и физико-механические свойства, влияющие на технологию изготовления одежды.
-
Основы конструирования одежды. Рассматриваются конструкции наиболее распространённых форм и покроев одежды, изучаются подробно построение чертежей, основы конструкций, широко применяющихся в современной одежде.
-
Технология обработки изделия, деталей. Изучается на примере конкретных изделий в процессе технического моделирования. Даны примеры изделий из лоскутов (сувениров) и некоторые виды художественного и декоративного их оформления. Изделия усложняются от урока к уроку, при этом вводятся новые понятия и приёмы работы, поэтому выполнение следующих заданий не возможно без овладения материалов предыдущих уроков. Ребята младшего возраста выполняют подушки-игрушки, прихватки по готовым выкройкам – лекалам, используют несложные приёмы сшивания и оформления моделей; для старших учащихся ставятся уже сложные задачи. Большая часть времени в кружке отводится практической работе.
Методические рекомендации.
Каждое занятие, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания.
Основное место на занятиях отводится практическим работам, которые являются естественным продолжением и закреплением теоретических сведений, полученных учащимися.
Для поддержания постоянного интереса учащимися к занятиям педагог применяет различные методы работы, учитывает возрастные и психофизические особенности детей, степень их подготовленности, имеющиеся знания и навыки.
Теоретический материал обычно дается в начале занятий в форме рассказа – информации или беседы, сопровождаемой вопросами к детям или демонстрацией различного рода наглядных материалов.
Выполнение задания в группе кружковцев строится по звеньевой или индивидуальной системе; одни уже выполнили работу, другие еще только начинают. Поэтому проводится индивидуальная работа с кружковцами, зачастую дополнительно объясняя задание.
Коллективное исполнение работ – наиболее эффективная форма организации труда, так как при наименьших затратах сил и времени удается выполнить трудоёмкую работу. Такая форма организации труда способствует сплочению коллектива, содействует воспитанию общительности и дружеских взаимоотношений в коллективе, чувство взаимопомощи.
Большое воспитательное значение имеет подведение итогов работы, анализ и оценка ее. Но надо помнить, что оценка работ должна носить объективный обоснованный характер. Поэтому наиболее подходящая форма оценки – это организованный просмотр выполненных образцов изделий, которые можно устроить как выставку изделий на стендах. Кружковцы высказывают мнение о своей работе и работах товарищей, а педагог подводит итоги выполнения работ.
Основные формы и методы работы.
Для достижения поставленных целей предусматривается отбор основных форм и методов совместной деятельности, учитывая ступенчатость обучения в данном учреждении дополнительного образования.
В связи с этим особое место в программе занимает следующие формы обучения:
-
Практическая работа
-
Творческое задание
-
Выставка творческих работ
-
Конкурс творческих работ на уровне работы города.
Основные методы обучения: наглядные, словесные, репродуктивные, проблемно-поисковые.
Психологическое обеспечение программы.
Психологическое обеспечение программы включает в себя следующие компоненты:
-
Создание комфортной, доброжелательной атмосферы на занятиях
-
Проведение психологического тестирования на исследование индивидуальных качеств ребёнка
-
Формирование знаний учащихся по данному виду деятельности
-
Применение индивидуальных и групповых форм обучения
Виды оценки результативности учебных занятий.
Для оценки результативности учебных занятий применяется входной, текущий и итоговый контроль. Входной контроль применяется для диагностики имеющихся знаний и умений учащихся в виде устного опроса.
Текущий контроль применяется для оценки качества усвоения материала в виде творческих и тестовых заданий.
Так как основным видом деятельности работы кружка является практические занятия, то их результативность оценивается количеством и, особенно, качеством выполненных индивидуальных и коллективных работ.
Итоговый контроль может принимать различные формы: выставка работ учащихся, оформления витрины лучшими работами учащихся, творческий отчёт перед родителями.
По окончании обучения учащиеся получают сертификаты, подтверждающие овладение уровня знаний и достижений, завяленных в программе.
Перечень знаний и умений, формируемых у учащихся первого года обучения.
Учащиеся должны знать:
-
общие сведения о тканях;
-
названия ручных и машинных основных швов;
-
основы материаловедения;
-
основные понятия о цвете, форме, пропорциях;
-
кратко историю возникновения лоскутной мозаики, историю возникновения и развития костюма, его взаимосвязи с тем или иным стилем и эпохой.
Учащиеся должны уметь:
-
пользоваться имеющимися инструментами и приспособлениями;
-
выполнять машинные строчки;
-
определять лицевую и изнаночную сторону;
-
соединять и обрабатывать детали изделия ручными и машинными швами;
-
выполнять несложные отделочные работы.
Перечень знаний и умений, формируемых у учащихся второго года обучения.
Учащиеся должны знать:
-
общие сведения о структуре ткани;
-
иметь полное представление о соединительных закрепляющих и отделочных швах ручных и машинных;
-
иметь расширенное представление о последовательности изготовления женского платья, о художественном проектировании одежды, основы цветовой грамоты, основы конструирования;
-
основные понятия о стиле, имидже.
Учащиеся должны уметь:
-
моделировать лекало и изготовлять по ним изделия;
-
выполнять усложненные отделочные работы;
-
раскроить и изготовить легкое женское платье;
-
устранять неполадки в швейной машине;
-
устранить дефект в одежде;
-
выбирать модель изделия, согласно внешним данным, создавать свой стиль, имидж.
Условия реализации программы.
Для реализации программы и воплощения, в жизнь намеченного имеются следующие условия:
-
Помещение для занятий сухое, легко проветриваемое, хорошо освещённое. В комнате столы и стулья рассчитаны на пятнадцать человек, имеются стенды и полки для размещения образцов моделей, наглядного материала, чертежей лекал, таблиц, шкафы для хранения материалов, инструментов и незавершенных работ.
-
Для работы используются следующие инструменты: иголки различной величины, булавки, напёрстки, ножницы, карандаши - простые и цветные, линейки, колышек, пяльцы, мел, мыло. Кроме того, имеется набор белых и цветных ниток, для выполнения отделки изделий шелковые нити, мулине, гарус, метанит.
-
Для выполнения машинных работ имеются прямострочные швейные машины челночного стежка. Имеется машина с зигзагообразной строчкой.
-
Отдельно от рабочих мест учащихся оборудовано рабочее место для влажно-тепловой обработки изделий, снабжённое диэлектрическим ковриком, приспособленным для приутюживания и сутюживания, имеется подставка под утюг.
-
Для проведения примерок оборудована примерочная кабина.
-
Рабочие места снабжены инструкциями по технике безопасности (ТБ при работе с электрическими приборами, ТБ при работе на швейных машинах, ТБ при работе с иглой, ножницами).
-
Во время занятий на определенных этапах применяется звуковой фон. Негромкая классическая или эстрадная музыка оказывает успокаивающее действие при рукоделии.
-
Для демонстрации изделий на выставке используются стенды, столы. К подготовке выставки привлекаются все кружковцы.
Содержание программы первого года обучения.
-
Вводное занятие. Цели и задачи работы в кружке. Содержание деятельности конструктора – модельера на промышленных предприятиях. Правила поведения на занятиях. Организационные вопросы.
-
Правила безопасности труда. Общие сведения об основных швейных работах. Изготовление одежды. Классификация одежды. Портной, закройщик, конструктор, модельер, система подготовки модельера. Рабочее место, материалы и инструменты портного, закройщика. Выполнение ручных и машинных швов. Выкраивание салфеток, обработка салфеток швом зигзаг, швом «в подгибку», сувенирные подушки-игрушки. Шитьё подушек-игрушек.
-
Последовательность изготовления женского платья, изготовление лекал по журналу мод. Раскрой изделия, смётывание изделия. Примерка. Стачивание изделия. Влажно-тепловая обработка. Отделка изделия.
-
Художественное проектирование одежды (юбки). Основные этапы работы конструктора – модельера над проектом изделия. Подбор тканей и прикладных материалов. Выбор фасона юбки, анализ задания, знакомство с проектом подобных изделий, подбор материалов, эскизная разработка изделия, вариант цветного решения, изготовление изделия.
-
Основы цветовой грамоты. Цвет. Цветовой круг, гармоничное сочетание цветов. Основы лоскутного шитья. Технология изготовления лоскутного одеяла.
-
Конструирование халата (кимоно). Снятие мерок для построения чертежа. Детали изделия (спинка и перед). Построение чертежа халата.
-
Раскройка изделия (халат). Выкраивание деталей халата.
-
Основы моделирования халата. Внесение изменений в форму деталей халата. Выполнить эскиз изделия. Подобрать форму горловины изделия, карманов, застёжку. Нарисовать в альбоме эскиз. Сделать образец изделия из цветной бумаги в соответствии с эскизом и приклеить в альбом.
-
Подведение итогов. Работа выставки. Поощрения учащихся. Комментарии специалистов.
Содержание программы второго года обучения.
-
Вводное занятие. Знакомство с содержанием работы на текущий учебный год. Обсуждение плана. Организационные вопросы. Правила техники безопасности.
-
Основы цветовой грамоты. Цвет в одежде. Хроматические и ахроматические цвета. Теплые и холодные цвета. Контрастные сочетания цветов. Гармоничные цветовые решения костюма. Научиться создавать гармоничное цветовое решение костюма.
-
Понятие о стиле и имидже. Четыре великих стиля: классический, романтический, фольклорный, спортивный. Классический имидж, элегантный, традиционный, спортивный, романтический, яркий имидж. Типы внешности. Теория времени года.
-
Раскрой изделия (легкое женское платье). По основе женского платья создать конструкцию платья-костюма по мотивам народной одежды (Донская казачка). Изготовление изделия. Конструирование костюмов для Театра моды.
-
Раскрой брюк. По основе женских брюк разработать конструкцию брюк с застёжкой спереди в виде запаха, доходящего до выточек или мягких складок. Изготовление изделия.
-
Общие сведения о художественном проектировании одежды. Конструирование и моделирование. Задачи конструктора-модельера. Инструменты и материалы. Выбор модели плечевого изделия по журналу мод. Копирование лекала. Работа над элементами технического моделирования (перевод нагрудной вытачки, метод параллельного расширения, метод конического расширения).
-
Основы конструирования. Краткие сведения по морфологии и астрономии. Форма тела. Типы телосложения. Пропорции тела. Осанка. Прямая фигура, перегибистая фигура, наклонная фигура. Аномалии в телосложении. Типология женских фигур (трапециевидная, прямоугольная, стандартная, песочные часы, восьмёрка, треугольник). Типология мужских фигур (трапециевидная, прямоугольная, овальная). Характеристика шкал типоразмеростов. Система конструирования одежды. Муляжные системы. Пропорционально-расчётные. Расчётно-графическая система. Метод расчёта разверток деталей одежды по образам моделей. Припуски, учитываемые при конструировании одежды. Конструирование плечевого изделия. Особенности конструирования изделия с углубленной проймой.
-
Экзаменационные работы. Создание летнего ансамбля с учетом направления моды. Подведение итогов.
I. Список литературы, используемой педагогом
для организации образовательного процесса.
-
А.Я. Лабзина «Обслуживающий труд»
-
С.Б. Васильченко «Обслуживающий труд»
-
Л.И. Гурьянова, В.А. Зуйнова «Конструирование одежды»
-
А.В. Савостицкий «Технология швейных изделий»
-
С.Х. Мелихов «Шейте сами»
-
О.И. Нагиль «Художественное лоскутное шитье»
-
С.И. Чижикова «Кружок конструирования и моделирования одежды»
-
Современная энциклопедия «Мода и стиль»
-
О.Я. Воробьева «Декоративно-прикладное творчество»
-
Л.Г. Александрова, И.В. Капустина «Изобразительное искусство и художественный труд»
-
Джин Уэлис «Пейзаж из ткани»
-
Алла Столярова «Игрушки-подушки»
-
О.В. Павлова «Текстильный дизайн интерьера»
II Список литературы для обучающихся и их родителей
-
М. Сорокина «Модная штучка. Найди свой стиль»
-
Т. Чижик, М. Чижик «Самоучитель по кройке и шитью»
-
И.Е. Коновалова «Домашний секонд-хенд»
-
Н. Павлова «Мягкая игрушка»
-
И. Дарда «Стильные наряды на скорую руку»
-
Современные издания журналов мод «Бурда», «Золушка шьет», «Диана».