Среда, 24.04.2024, 07:23
Приветствую Вас, Гость

Дополнительная образовательная программа студии кройки и шитья "Стиль"

Направленность программы -Техническая (иная)

Возраст обучающихся 7 лет - 17 лет

Заболевания - без ОВЗ

Цель программы:

  1. Раскрытие творческих и познавательных способностей ребёнка.
  2. Формирование практических прикладных и общетрудовых навыков, и закрепление их на практике.
  3. Развитие самосознания и индивидуальная реализация учащихся.

Задачи для учащихся первого года обучения.

  1. Формирование интереса и творческой активности.
  2. Раскрытие индивидуальных способностей
  3. Развитие практического прикладного умения.

Задачи для учащихся второго года обучения.

  1. Создание среды для развития творческих и познавательных способностей.
  2. Формирование умения применять знания, умения и навыки в повседневной жизни.
  3. Развитие навыков коллективной деятельности.
  4. Развитие интереса учащихся к народному творчеству и желание самим создавать различные поделки.

Аннотация

     Данная программа является модифицированной (в основе была типовая программа) и относится к программам научно-технической направленности.

     Программа рассчитана на учащихся от 7 до 17 лет.       

Продолжительность обучения 3 года. Учебная группа состоит из 12-15 учащихся. Занятия кружка проводятся: для учащихся первого года обучения два раза в неделю, продолжительность занятий – два часа; для учащихся второго года обучения два раза в неделю по два часа, для учащихся третьего года обучения – два раза в неделю.

      Данная программа учит не только изготовлению различных вещей, но и содержит занимательные рассказы, сказки, загадки, которыми можно сопровождать обучения. Сюжетный текст подкрепляется методическим материалом. В процессе обучения выполнению ручным швам дети знакомятся с их назначением и применением, отрабатывают простейшие технологические приёмы, развивают глазомер, мелкую моторику рук, привыкают к аккуратности и усидчивости.

Разнообразие декоративной отделки, отказ от натуралистического решения образа, нарушение привычных пропорций, условная трактовка формы, с одной стороны, помогают выявить характер поделок, сделать их более забавными, с другой стороны – придают им сходство с лучшими образами народной одежды.

Как показывает практика, увлечение ребят по началу лишь непосредственно изготовлением мелких поделок (подушки-игрушки, прихватки и др.) перерастаёт затем, незаметно для них самих, в желание творить самостоятельно.

     Работа кружка по изготовлению швейных изделий представляет широкие возможности для профессиональной ориентации учащихся, ознакомление их с рабочими профессиями (швея-мотористка, лекальщик, раскройщик и др.) и традиционными народными промыслами.

     Ведь создавая вещи своими руками, ребёнок даёт волю своей фантазии, учится работать различными инструментами, его интеллект ускоряет умственное развитие. Ещё В.А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев, от пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». Осваивая основные приёмы изготовления и оформления изделий, кружковцы, уже с первых занятий, принимают участие в творческом процессе, – подбирают ткань, мех, тесьму; придают поделкам, изделиям желаемую форму, выражение. Все эти элементы творческой работы над заданием требуют от детей определенной мыслительной деятельности, художественного вкуса, умение анализировать.

Средства обучения

- Швейная машина (механическая) - требуется 5 штук на группу, используется 90% времени реализации программы;
- Швейная машина (электрическая, челночного стежка) - требуется 5 единиц на группу, используется 100% времени реализации программы;
- Инвентарь для вышивания: пяльца, иглы, канва, ткань, нитки - требуется 10 комплектов на группу, используется 80% времени реализации программы;
- ткань - требуется 100 погонных метров на группу, используется 100% времени реализации программы;
- Нитки швейные - требуется 100 катушек на группу, используется 100% времени реализации программы;
- Ножницы портновские - требуется 15 штук на группу, используется 100% времени реализации программы.

Учебно-тематический план занятий.

 

Первый год обучения.

Название темы

Количество часов

Теоретич.

Практич.

Всего

  1.  

Вводное занятие

2

-

2

  1.  

Общие сведения об основных швейных работах.

4

10

14

  1.  

Последовательность изготовления женского лёгкого платья

6

15

21

  1.  

Художественное проектирование одежды

2

4

6

  1.  

Основы цветовой грамоты

1

2

3

  1.  

Основы конструирования

1

15

16

  1.  

Раскрой

1

15

16

  1.  

Основы моделирования отдельных узлов

1

44

45

 

Итого

18

126

144

 

Второй год обучения.

Название темы

Количество часов

Теоретич.

Практич.

Всего

  1.  

Вводное занятие

2

-

2

  1.  

Общие сведения о художественном проектировании одежды, конструирование, моделирование.

2

10

12

  1.  

Основы конструирования

2

15

17

  1.  

Раскрой лёгкого женского платья

2

15

17

  1.  

Раскрой брюк.

2

15

17

  1.  

Основы цветовой грамоты.

5

6

11

  1.  

Понятие о стиле и имидже.

3

-

3

  1.  

Изготовление экзаменационного изделия

-

65

65

 

Итого

18

126

144

 

В программу вошли следующие разделы:

  1. Основы лоскутного шитья – это соединение лоскутов ткани различных расцветок; такой вид деятельности учит детей концентрации внимания и стимулирует развитие памяти, первых чертёжных навыков, знакомит с основными геометрическими понятиями. Учащиеся среднего и старшего школьного возраста выполняют сложные, многоэлементные и лоскутные многоцветные изображения. Предварительно изучив основы цветовой грамоты.

  2. Основы моделирования и композиции одежды. Показаны основные способы и приёмы технического моделирования. При разработке конкретных моделей учитываются утилитарные и эстетические требования, предъявляемые к современной молодёжной одежде. Изучаются средства композиции, используемые в процессе создания модели. Раскрываются основные средства современных материалов, их структура и физико-механические свойства, влияющие на технологию изготовления одежды.

  3. Основы конструирования одежды. Рассматриваются конструкции наиболее распространённых форм и покроев одежды, изучаются подробно построение чертежей, основы конструкций, широко применяющихся в современной одежде.

  4. Технология обработки изделия, деталей. Изучается на примере конкретных изделий в процессе технического моделирования. Даны примеры изделий из лоскутов (сувениров) и некоторые виды художественного и декоративного их оформления. Изделия усложняются от урока к уроку, при этом вводятся новые понятия и приёмы работы, поэтому выполнение следующих заданий не возможно без овладения материалов предыдущих уроков. Ребята младшего возраста выполняют подушки-игрушки, прихватки по готовым выкройкам – лекалам, используют несложные приёмы сшивания и оформления моделей; для старших учащихся ставятся уже сложные задачи. Большая часть времени в кружке отводится практической работе.

 

Методические рекомендации.

 

Каждое занятие, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания.

Основное место на занятиях отводится практическим работам, которые являются естественным продолжением и закреплением теоретических сведений, полученных учащимися.

Для поддержания постоянного интереса учащимися к занятиям педагог применяет различные методы работы, учитывает возрастные и психофизические особенности детей, степень их подготовленности, имеющиеся знания и навыки.

Теоретический материал обычно дается в начале занятий в форме рассказа – информации или беседы, сопровождаемой вопросами к детям или демонстрацией различного рода наглядных материалов.

Выполнение задания в группе кружковцев строится по звеньевой или индивидуальной системе; одни уже выполнили работу, другие еще только начинают. Поэтому проводится индивидуальная работа с кружковцами, зачастую дополнительно объясняя задание.

Коллективное исполнение работ – наиболее эффективная форма организации труда, так как при наименьших затратах сил и времени удается выполнить трудоёмкую работу. Такая форма организации труда способствует сплочению коллектива, содействует воспитанию общительности и дружеских взаимоотношений в коллективе, чувство взаимопомощи.

Большое воспитательное значение имеет подведение итогов работы, анализ и оценка ее. Но надо помнить, что оценка работ должна носить объективный обоснованный характер. Поэтому наиболее подходящая форма оценки – это организованный просмотр выполненных образцов изделий, которые можно устроить как выставку изделий на стендах. Кружковцы высказывают мнение о своей работе и работах товарищей, а педагог подводит итоги выполнения работ.

 

Основные формы и методы работы.

Для достижения поставленных целей предусматривается отбор основных форм и методов совместной деятельности, учитывая ступенчатость обучения в данном учреждении дополнительного образования.

В связи с этим особое место в программе занимает следующие формы обучения:

  1. Практическая работа

  2. Творческое задание

  3. Выставка творческих работ

  4. Конкурс творческих работ на уровне работы города.

Основные методы обучения: наглядные, словесные, репродуктивные, проблемно-поисковые.

 

Психологическое обеспечение программы.

Психологическое обеспечение программы включает в себя следующие компоненты:

  1. Создание комфортной, доброжелательной атмосферы на занятиях

  2. Проведение психологического тестирования на исследование индивидуальных качеств ребёнка

  3. Формирование знаний учащихся по данному виду деятельности

  4. Применение индивидуальных и групповых форм обучения

 

Виды оценки результативности учебных занятий.

Для оценки результативности учебных занятий применяется входной, текущий и итоговый контроль. Входной контроль применяется для диагностики имеющихся знаний и умений учащихся в виде устного опроса.

Текущий контроль применяется для оценки качества усвоения материала в виде творческих и тестовых заданий.

Так как основным видом деятельности работы кружка является практические занятия, то их результативность оценивается количеством и, особенно, качеством выполненных индивидуальных и коллективных работ.

Итоговый контроль может принимать различные формы: выставка работ учащихся, оформления витрины лучшими работами учащихся, творческий отчёт перед родителями.

По окончании обучения учащиеся получают сертификаты, подтверждающие овладение уровня знаний и достижений, завяленных в программе.

 

Перечень знаний и умений, формируемых у учащихся первого года обучения.

Учащиеся должны знать:

  1. общие сведения о тканях;

  2. названия ручных и машинных основных швов;

  3. основы материаловедения;

  4. основные понятия о цвете, форме, пропорциях;

  5. кратко историю возникновения лоскутной мозаики, историю возникновения и развития костюма, его взаимосвязи с тем или иным стилем и эпохой.

 

Учащиеся должны уметь:

  1. пользоваться имеющимися инструментами и приспособлениями;

  2. выполнять машинные строчки;

  3. определять лицевую и изнаночную сторону;

  4. соединять и обрабатывать детали изделия ручными и машинными швами;

  5. выполнять несложные отделочные работы.

 

Перечень знаний и умений, формируемых у учащихся второго года обучения.

Учащиеся должны знать:

  1. общие сведения о структуре ткани;

  2. иметь полное представление о соединительных закрепляющих и отделочных швах ручных и машинных;

  3. иметь расширенное представление о последовательности изготовления женского платья, о художественном проектировании одежды, основы цветовой грамоты, основы конструирования;

  4. основные понятия о стиле, имидже.

 

Учащиеся должны уметь:

  1. моделировать лекало и изготовлять по ним изделия;

  2. выполнять усложненные отделочные работы;

  3. раскроить и изготовить легкое женское платье;

  4. устранять неполадки в швейной машине;

  5. устранить дефект в одежде;

  6. выбирать модель изделия, согласно внешним данным, создавать свой стиль, имидж.

 

Условия реализации программы.

Для реализации программы и воплощения, в жизнь намеченного имеются следующие условия:

  1. Помещение для занятий сухое, легко проветриваемое, хорошо освещённое. В комнате столы и стулья рассчитаны на пятнадцать человек, имеются стенды и полки для размещения образцов моделей, наглядного материала, чертежей лекал, таблиц, шкафы для хранения материалов, инструментов и незавершенных работ.

  2. Для работы используются следующие инструменты: иголки различной величины, булавки, напёрстки, ножницы, карандаши - простые и цветные, линейки, колышек, пяльцы, мел, мыло. Кроме того, имеется набор белых и цветных ниток, для выполнения отделки изделий шелковые нити, мулине, гарус, метанит.

  3. Для выполнения машинных работ имеются прямострочные швейные машины челночного стежка. Имеется машина с зигзагообразной строчкой.

  4. Отдельно от рабочих мест учащихся оборудовано рабочее место для влажно-тепловой обработки изделий, снабжённое диэлектрическим ковриком, приспособленным для приутюживания и сутюживания, имеется подставка под утюг.

  5. Для проведения примерок оборудована примерочная кабина.

  6. Рабочие места снабжены инструкциями по технике безопасности (ТБ при работе с электрическими приборами, ТБ при работе на швейных машинах, ТБ при работе с иглой, ножницами).

  7. Во время занятий на определенных этапах применяется звуковой фон. Негромкая классическая или эстрадная музыка оказывает успокаивающее действие при рукоделии.

  8. Для демонстрации изделий на выставке используются стенды, столы. К подготовке выставки привлекаются все кружковцы.

 

Содержание программы первого года обучения.

  1. Вводное занятие. Цели и задачи работы в кружке. Содержание деятельности конструктора – модельера на промышленных предприятиях. Правила поведения на занятиях. Организационные вопросы.

  2. Правила безопасности труда. Общие сведения об основных швейных работах. Изготовление одежды. Классификация одежды. Портной, закройщик, конструктор, модельер, система подготовки модельера. Рабочее место, материалы и инструменты портного, закройщика. Выполнение ручных и машинных швов. Выкраивание салфеток, обработка салфеток швом зигзаг, швом «в подгибку», сувенирные подушки-игрушки. Шитьё подушек-игрушек.

  3. Последовательность изготовления женского платья, изготовление лекал по журналу мод. Раскрой изделия, смётывание изделия. Примерка. Стачивание изделия. Влажно-тепловая обработка. Отделка изделия.

  4. Художественное проектирование одежды (юбки). Основные этапы работы конструктора – модельера над проектом изделия. Подбор тканей и прикладных материалов. Выбор фасона юбки, анализ задания, знакомство с проектом подобных изделий, подбор материалов, эскизная разработка изделия, вариант цветного решения, изготовление изделия.

  5. Основы цветовой грамоты. Цвет. Цветовой круг, гармоничное сочетание цветов. Основы лоскутного шитья. Технология изготовления лоскутного одеяла.

  6. Конструирование халата (кимоно). Снятие мерок для построения чертежа. Детали изделия (спинка и перед). Построение чертежа халата.

  7. Раскройка изделия (халат). Выкраивание деталей халата.

  8. Основы моделирования халата. Внесение изменений в форму деталей халата. Выполнить эскиз изделия. Подобрать форму горловины изделия, карманов, застёжку. Нарисовать в альбоме эскиз. Сделать образец изделия из цветной бумаги в соответствии с эскизом и приклеить в альбом.

  9. Подведение итогов. Работа выставки. Поощрения учащихся. Комментарии специалистов.

 

Содержание программы второго года обучения.

  1. Вводное занятие. Знакомство с содержанием работы на текущий учебный год. Обсуждение плана. Организационные вопросы. Правила техники безопасности.

  2. Основы цветовой грамоты. Цвет в одежде. Хроматические и ахроматические цвета. Теплые и холодные цвета. Контрастные сочетания цветов. Гармоничные цветовые решения костюма. Научиться создавать гармоничное цветовое решение костюма.

  3. Понятие о стиле и имидже. Четыре великих стиля: классический, романтический, фольклорный, спортивный. Классический имидж, элегантный, традиционный, спортивный, романтический, яркий имидж. Типы внешности. Теория времени года.

  4. Раскрой изделия (легкое женское платье). По основе женского платья создать конструкцию платья-костюма по мотивам народной одежды (Донская казачка). Изготовление изделия. Конструирование костюмов для Театра моды.

  5. Раскрой брюк. По основе женских брюк разработать конструкцию брюк с застёжкой спереди в виде запаха, доходящего до выточек или мягких складок. Изготовление изделия.

  6. Общие сведения о художественном проектировании одежды. Конструирование и моделирование. Задачи конструктора-модельера. Инструменты и материалы. Выбор модели плечевого изделия по журналу мод. Копирование лекала. Работа над элементами технического моделирования (перевод нагрудной вытачки, метод параллельного расширения, метод конического расширения).

  7. Основы конструирования. Краткие сведения по морфологии и астрономии. Форма тела. Типы телосложения. Пропорции тела. Осанка. Прямая фигура, перегибистая фигура, наклонная фигура. Аномалии в телосложении. Типология женских фигур (трапециевидная, прямоугольная, стандартная, песочные часы, восьмёрка, треугольник). Типология мужских фигур (трапециевидная, прямоугольная, овальная). Характеристика шкал типоразмеростов. Система конструирования одежды. Муляжные системы. Пропорционально-расчётные. Расчётно-графическая система. Метод расчёта разверток деталей одежды по образам моделей. Припуски, учитываемые при конструировании одежды. Конструирование плечевого изделия. Особенности конструирования изделия с углубленной проймой.

  8. Экзаменационные работы. Создание летнего ансамбля с учетом направления моды. Подведение итогов.

 

I. Список литературы, используемой педагогом

для организации образовательного процесса.

 

  1. А.Я. Лабзина «Обслуживающий труд»

  2. С.Б. Васильченко «Обслуживающий труд»

  3. Л.И. Гурьянова, В.А. Зуйнова «Конструирование одежды»

  4. А.В. Савостицкий «Технология швейных изделий»

  5. С.Х. Мелихов «Шейте сами»

  6. О.И. Нагиль «Художественное лоскутное шитье»

  7. С.И. Чижикова «Кружок конструирования и моделирования одежды»

  8. Современная энциклопедия «Мода и стиль»

  9. О.Я. Воробьева «Декоративно-прикладное творчество»

  10. Л.Г. Александрова, И.В. Капустина «Изобразительное искусство и художественный труд»

  11. Джин Уэлис «Пейзаж из ткани»

  12. Алла Столярова «Игрушки-подушки»

  13. О.В. Павлова «Текстильный дизайн интерьера»

 

II Список литературы для обучающихся и их родителей

  1. М. Сорокина «Модная штучка. Найди свой стиль»

  2. Т. Чижик, М. Чижик «Самоучитель по кройке и шитью»

  3. И.Е. Коновалова «Домашний секонд-хенд»

  4. Н. Павлова «Мягкая игрушка»

  5. И. Дарда «Стильные наряды на скорую руку»

  6. Современные издания журналов мод «Бурда», «Золушка шьет», «Диана».