Пятница, 29.03.2024, 15:33
Приветствую Вас, Гость

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр по работе с детьми и молодежью»

Новоаннинского муниципального района Волгоградской области.

 

                    Утверждаю:

Директор МБУ ДО «Центр молодежи»

 Новоаннинского муниципального района

_________________ И.Р. Фролова

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА КЛУБА

«ЛИДЕР»

СРОК РЕАЛИЗАЦИИ – 2 года

ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – клуб

ПРОГРАММА РАССЧИТАНА на учащихся – 11-18 лет

РУКОВОДИТЕЛЬ:  специалист по работе с молодежью Митрофанова С.Г. 

 

ЗАИНТЕРЕСОВАННЫЕ И ПРИВЛЕКАЕМЫЕ ИСПОЛНИТЕЛИ:   Отдел народного образования и отдел молодежной политики, культуры и спорта администрации Новоаннинского муниципального района, вожатые школ города и района, руководители детских организаций, редакция районной газеты «Авангард» и МУП «Новоаннинские вести» и др.

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Современные социально-экономические условия, сложившиеся в России, требуют от человека, вступающего во взрослую жизнь, комплекса определённых качеств социально активной личности. Поскольку современная общеобразовательная школа ориентирована на познавательную деятельность, то ценностно-мотивационное развитие личности зачастую оказывается вне поля педагогического внимания, что затрудняет воспитанникам выбор своей системы координат в мире ценностей человека. Комплексная программа Клуба «Лидер» в определённой мере восполняет это направление в работе с детьми.

Организаторские, творческие способности – это инструмент к решению личностных задач воспитанников. Ребёнок должен уметь использовать их так, чтобы наработать свой внутренний потенциал, обогатить объем и глубину предметных знаний в выбранной области, превратив их в содержание в содержание своего социального взросления и жизненного самоопределения, связанного с профилем будущей профессиональной деятельности. Приобщение детей к творческому опыту организаторской деятельности дает ребёнку возможность выбрать дело по душе, реализовывать себя в соответствии со своими интересами, потребностями, возможностями, включаться в разнохарактерную деятельность, требующую многообразных организаторских способностей и умений, в любой деятельности найти истоки к развитию организаторского опыта воспитанников.

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ:

Программа Клуба «Лидер» предполагает выявление, стимулирование и подготовку лидеров из числа детей, которые в наибольшей степени пользуются авторитетом среди товарищей и стремятся их вести за собой, вовлекая в различные интересные социально значимые, творческие дела. Кроме этого, программа направлена на решение важной педагогической и социальной задачи – оказание помощи детям в реализации своих активных действий по совершенствованию организаторских способностей и программированию ими своего будущего. Ведь в условиях новых общественных рыночных отношений личность должна обладать самостоятельностью, предприимчивостью, быть социально защищённой, нравственно стойкой, способной противостоять всякого рода отклонениям и соблазнам, быть социально грамотной.

  Основой программы является реализация направления развития лидерских способностей подростков, овладение передовыми методиками лидерской коммуникации. Программа планирует знакомство подростков  с начальными теоретическими знаниями по основам лидерства, с методиками эффективного делового общения, проведение ролевых игр и тренингов, выполнение практических заданий по данной тематике. Программа обучает подростков основам организаторской, культурно-досуговой деятельности и  знакомит также с основами профилактической работы среди сверстников по вопросам асоциальных явлений среди молодежи.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:

создание условий для развития социального опыта, лидерских качеств и коммуникативных способностей подростков средствами коллективной социально-значимой деятельности.

 

ОСНОВНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ:

1. формировать мотивацию к самопознанию, духовно-нравственному совершенствованию, социальному и профессиональному самоопределению;

2. развить познавательную, социальную, творческую активность обучающихся, их интеллектуальные, коммуникативные и организаторские способности, навыки публичного выступления;

3. расширить положительный опыт взаимодействия с окружающими людьми в различных видах деятельности.

4. обеспечить многообразие форм и методов творческой деятельности и сфер общения детей и подростков, организовать их содержательный досуг;

5. способствовать воспитанию патриотизма, гуманных взаимоотношений, пропаганде здорового образа жизни, интеллектуальному, творческому развитию, содержательной мотивации в организации досуга.

Работа клуба «Лидер» осуществляется по следующей модели:

  1.  - совместное планирование деятельности;

 - совместное проведение организационно-массовых, досуговых мероприятий.

  1.  - творческое сотрудничество с учащимися СОШ/ООШ

 

Программа включает следующие разделы:

  1. Основы лидерства (теоретические занятия и психолого-коммуникативные практикумы).
  2. Социальное проектирование (знакомство с технологией социального проектирования, практическая деятельность по разработке и реализации социальных проектов).
  3. Основы культурно-досуговой деятельности (организация досуга в каникулярное время, праздничные дни: проведение развлекательных, конкурсно-игровых, шоу программ).

Содержание разделов программы может изменяться, дополняться новыми материалами, исходя из свободно вытекающих и растущих в процессе познания интересов обучающихся к различным сферам жизни и постоянно меняющихся индивидуальных социокультурных и образовательных потребностей.

Количество часов по разделам программы в тематическом плане является примерным. Педагог может вносить коррективы в распределение времени, в содержание занятий в зависимости от коммуникативного уровня, социальной и психологической подготовки учащихся конкретных групп.

 

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ:

Программа рассчитана на два года обучения.

Возраст обучающихся – 11-18 лет.

1 год обучения –72 часа (2 занятия в неделю по 45 мин.)

2 год обучения – 72 часа – (2 занятия в неделю по 45 мин.)

 

Формы занятий:

  • Анкетирование
  • Тестирование
  • Беседа
  • Консультация
  • Работа в малых группах
  • Вертушка
  • Мастер-класс
  • Игра
  • Конкурс
  • Акция
  • Семинар

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН

1 год обучения – 72 ч.

№ п/п

Тема занятия

кол-во часов

Всего

теория

практика

«ОСНОВЫ  ЛИДЕРСТВА»

  1.  

Основы лидерства

3

2

5

  1.  

Культура общения.

3

1

4

  1.  

Правила поведения в конфликтных ситуациях

3

2

5

  1.  

Правила организаторской деятельности.

4

2

6

  1.  

Методика коллективного творческого дела.

3

2

4

ВСЕГО:

16

9

25

«ОСНОВЫ КУЛЬТУРНО - ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

1.

Формы досуговой деятельности.

4

2

6

2.

Секреты  организаторского мастерства.

6

4

10

3.

Планирование культурно-досуговой деятельности Клуба.

3

2

5

4.

Творческая практика.

5

4

9

ВСЕГО:

18

12

30

«ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА»

1.

Каникулярные недели.

2

7

9

2.

Профильные экскурсии.

2

6

8

ВСЕГО:

4

13

17

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

2 год обучения – 72 ч.

№ п/п

Тема занятия

Количество часов

Теория

Практика

Всего

«ОСНОВЫ ЛИДЕРСТВА»

1.

Индивидуальное проектирование.

3

1

4

2.

Основы социального взаимодействия.

4

2

6

3.

Основы творческого развития личности.

4

3

7

4.

«Я и мир профессий»

3

2

5

ВСЕГО:

14

8

22

«ОСНОВЫ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

1.

Секреты организаторского мастерства.

6

4

10

2.

Планирование культурно-досуговой деятельности Клуба.

5

4

9

3.

Творческая практика.

5

11

16

ВСЕГО:

16

19

35

«ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА»

1.

Каникулярные недели.

2

6

8

2.

Профильные экскурсии.

2

5

7

ВСЕГО:

4

11

15

 

Воспитанники клуба принимают участие в подготовке и проведении массовых и досуговых мероприятий: акциях, конкурсах и т.д. (практика).

Наименование мероприятий

Сроки проведения

1.  Участие (по мере возможности) в конкурсах, проектах, программах, акциях единого действия детских общественных объединений – отделений НОПДО, входящих в состав Волгоградской Областной Общественной Организации «Федерация Детских Организаций» (ВООО «ФДО»):

1.1

- проект «Наша общая Победа»

- Школа оптимального здоровья

- Новая улица

- Детский Парламент

В течение года

1.2

  Смотр-конкурс д/о, отделений НОПДО «Тюльпан на фоне радуги»

В течение года

1.3

- Районный конкурс «Пионер года»

- Участие в областном конкурсе «Пионер года»

Март

Апрель

1.4

- Районный конкурс лидеров детских общественных объединений, отделений НОПДО «Лидер 21 века»

- Участие в областном конкурсе «Лидер 21 века»

Март (2 неделя)

 

 

Март

1.5

Районный конкурс «Вожатый года»

Февраль

1.6

День Вожатого

28 февраля

1.7

Районный фестиваль «Детство без границ»

Январь-март

1.8

Проведение Дня Пионерии

19 мая

 

    2. Профилактика ВИЧ/ИПП, формирование здорового образа жизни детей и подростков

2.1.

Районная информационная кампания «Беги за мной!» в рамках федерального проекта

В течение года

2.2.

Акции «Брось сигарету», посвященные дню борьбы с курением и Всемирному дню отказа от курения

Ноябрь, май

2.3.

Конкурс проектов среди учащихся школ города и района по профилактике наркомании

Январь-февраль

2.4.

Обучающий семинар для специалистов, работающих с подростками и молодежью

Март

2.5.

Акция «Будущее - за здоровой молодежью!», «Спасибо, НЕТ!»

Октябрь – ноябрь, апрель-май

2.6.

Районный конкурс волонтерских команд

Декабрь

2.7.

Акция «Вместе против СПИДа», посвященная Всемирному дню борьбы против СПИДа

Декабрь

 

3.  Гражданско-патриотическое, духовно-нравственное воспитание детей и подростков

3.1.

Мероприятия в рамках проекта «Наш дом – Россия!»:

- конкурсы рисунков, плакатов, рефератов, художественно-прикладного творчества;

- Фестиваль национальных культур «Возьмемся за руки, друзья!», посвященный Дню народного единства

Сентябрь - ноябрь

3.2.

Районный туристический слет и военно-патриотическая игра «Орленок»

Сентябрь

 

3.3.

Районная акция «Мы – граждане России»

Май - декабрь

3.4.

Мероприятия, посвященные годовщине Сталинградской битвы:

-Вахта памяти

- Акция «Подарок ветерану»

- Фестиваль патриотической песни

2 февраля

 

 

 

Февраль

3.5.

ВЕСЕННЯЯ НЕДЕЛЯ ДОБРА:

-Акция «Чистый мир своими руками»;

-Экологическая тропа «Живи, родник, живи!»

 

21 апреля

Апрель

3.6.

Районная игра «Зарница»

Апрель

3.7.

День Победы:

-Вахта памяти;

-Акция «Память»

9 мая

 

 

3.8

Акция «Дети – детям»

В течение года

 

    4. Творческое развитие детей и подростков

4.1

Фестиваль «Детство без границ»

Январь-май

4.2.

Праздник «Прощание с летом»

Сентябрь

4.3

Интеллектуальные игры

Октябрь - декабрь

4.4.

Мероприятия, посвященные Дню отца

(в детских организациях)

Ноябрь

4.5.

Мероприятия, посвященные Дню матери

(в детских организациях)

Ноябрь

4.6.

Акция «Большое сердце», посвященная Дню инвалида (в детских организациях)

Декабрь

4.7.

Новогодние мероприятия (театрализованные представления, дискотеки)

Декабрь

4.8.

Конкурс новогодних плакатов

В течение декабря

4.9.

Мероприятие, посвященное 8 марта

Март

4.10.

Конкурс фоторабот, посвященный Дню смеха

Апрель

 

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Пройдя курс обучения по данной программе, воспитанники расширят и приобретут новые знания, умения и навыки, которые необходимы в жизни для достижения СОЦИАЛЬНОГО УСПЕХА:

  • приобретут навыки публичного выступления;
  • разовьют творческую инициативу, организаторские и лидерские качества;
  • овладеют методикой социального проектирования, подготовки и организации культурно-досуговых программ.

 

В результате изучения программы обучающийся должен:

ЗНАТЬ / ПОНИМАТЬ:

  • Методы и правила организаторской деятельности
  • Общие качества делового лидера
  • Основные правила коммуникации
  • Структуру и этапы планирования собственной и коллективной  деятельности
  • Основы социального проектирования
  • ставить цели, решать проблемы, творчески подходить к организации дела, позитивно влиять на окружающих, работать с группой
  • планировать деятельность, разделять процесс деятельности на
  • общаться со сверстниками и взрослыми людьми, выступать перед 
  • планировать индивидуальную и групповую деятельность;
  • разработать и организовать деятельность группы по реализации проекта;
  • коллективно разработать и организовать воспитательное мероприятие, КТД;
  • коллективно планировать и организовывать культурно-массовую     деятельность со сверстниками.

По итогам пройденных тем проводятся занятия в форме игр, творческих конкурсов, презентаций, выполнения творческих заданий, где обучающиеся должны продемонстрировать полученные знания и приобретенные умения.

 

Критерии эффективности:

  • Востребованность проекта, охват детей и подростков, привлеченных к участию в проектах и программах;
  • Состояние эмоционально-деловых отношений членов Клуба, уровни мотивации, творческой активности, самостоятельности и инициативности, творческих достижений.

Мониторинг результативности осуществляется на основе:

  • наблюдения
  • собеседования,
  • анкетирования,
  • тестирования,
  • отзывов участников программ, акций и пр.

 

По окончании обучения воспитанники клуба получают сертификаты, подтверждающие овладение воспитанниками уровня знаний и достижений, заявленных в программе. 

 

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ:

1. Щербакова Л.А. «Программа клуба старшеклассников «Орда» Сб-к «Программы для учреждений дополнительного образования детей», выпуск 7, М., 2003 г

2. Холеева Е.А. Программа «Вектор времени» (по социальному проектированию) - Оренбург: ОДТДМ им. В.П. Полничко, МЦ «Визит»,2006

3. "Программа  "Спасибо, нет!" (профилактика наркомании, алкоголизма и  СПИДа в молодежной среде)" / Московский филиал международного     института "АМИТИ". - М.: Община. - 1994.

4. Шевченко М.Ф. Как стать успешным? Программа занятий для   старшеклассников.- С.-П.. «Речь», 2007.

5. Гущина Т.Н. Игровые технологии по формированию социальных навыков    у подростков.- М.: АРКТИ, 2007

6. Ершов Д.А. Элективные курсы профориентационной направленности:    гуманитарный профиль обучения. – М.: Глобус, 2007

7. Искусство вести за собой: тренинги и занятия по формированию    социальной инициативности и лидерских качеств. – М.: АРКТИ, 2007.

8. Платонов К. Занимательная психология.  - С, 1997

9. Родионов В.А., Лангуева Е.А. Развитие навыков делового общения:    тренинговые занятия для учащихся старших классов.- Ярославль:    Академия развития, 2005.

10. Рогов Е. И. Азбука психологии.- М.: Гуманитарный центр «Владос»,   1998.

11. Журнал «Воспитание школьников», №4,5,6, 2003 г.(«Воспитание     лидера»)

12. Журнал «Воспитание школьников», №2, 2006 г., («Организация работы     по формированию коммуникативной культуры подростков», стр. 20)

13. Журнал «Воспитание школьников», №9,10, 2001г. и №1,2,3, 2002 г.,    («Социальное проектирование в воспитательной работе школы»)

14. Журнал «Внешкольник», №6, 2002 г. («Досуг в пространстве воспитания»)

15. Журнал «Дополнительное образование и воспитание», №8, 2006    («О профилактике противоправной деятельности несовершеннолетних»,    «Нравственное воспитание девиантных подростков»)

16. Журнал «Внешкольник», №7-8, 2006 («Клуб как форма воспитания     подростков», «Формы массовой учебной работы детского объединения     дополнительного образования»)

 

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ:

  1. Добротворский И.Л. Технологии успеха. 1001 совет школьнику.-    М., Владос, 2007.
  2. Жариков Е., Крушельницкий Е. Для тебя и о тебе. -  М., 1991.
  3. Кан-Калик В.А. Грамматика общения. - М., 1995.
  4. Картотека коллективных познавательных игр и ролевых игр. -     М., 1990.
  5. Лутошкин А.Н. Как вести за собой. -  М., 1996.
  6. Орлов Ю. М. Самопознание и самовоспитание характера:    Кн. для учащихся. – М.: Просвещение, 1987. – 224 с.
  7. Прутченков А.С. Тренинг личностного роста. - М., 1993.
  8. Психологические тесты для тинэйджеров. -  Киев, 1996.
  9. Снайдер Ди. Практическая психология для подростков, или Как найти свое место в жизни. -  М., 1997.
  10. Щуркова Н.Е. Собранье пестрых дел. -  Петрозаводск, 1993.
  11. Я хочу провести тренинг: Пособие для начинающего тренера, работающего в области профилактики ВИЧ/СПИД,   наркозависимости  и инфекций, передающихся половым путём. / Е. Яшина, Д. Камалдинов и др.– М.: ГУП Медицина для вас, 2003.