Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр по работе с детьми и молодежью»
Новоаннинского муниципального района Волгоградской области.
Утверждаю:
Директор МБУ ДО «Центр молодежи»
Новоаннинского муниципального района
_________________ И.Р. Фролова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА КЛУБА
«ЛИДЕР»
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ – 2 года
ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – клуб
ПРОГРАММА РАССЧИТАНА на учащихся – 11-18 лет
РУКОВОДИТЕЛЬ: специалист по работе с молодежью Митрофанова С.Г.
ЗАИНТЕРЕСОВАННЫЕ И ПРИВЛЕКАЕМЫЕ ИСПОЛНИТЕЛИ: Отдел народного образования и отдел молодежной политики, культуры и спорта администрации Новоаннинского муниципального района, вожатые школ города и района, руководители детских организаций, редакция районной газеты «Авангард» и МУП «Новоаннинские вести» и др.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Современные социально-экономические условия, сложившиеся в России, требуют от человека, вступающего во взрослую жизнь, комплекса определённых качеств социально активной личности. Поскольку современная общеобразовательная школа ориентирована на познавательную деятельность, то ценностно-мотивационное развитие личности зачастую оказывается вне поля педагогического внимания, что затрудняет воспитанникам выбор своей системы координат в мире ценностей человека. Комплексная программа Клуба «Лидер» в определённой мере восполняет это направление в работе с детьми.
Организаторские, творческие способности – это инструмент к решению личностных задач воспитанников. Ребёнок должен уметь использовать их так, чтобы наработать свой внутренний потенциал, обогатить объем и глубину предметных знаний в выбранной области, превратив их в содержание в содержание своего социального взросления и жизненного самоопределения, связанного с профилем будущей профессиональной деятельности. Приобщение детей к творческому опыту организаторской деятельности дает ребёнку возможность выбрать дело по душе, реализовывать себя в соответствии со своими интересами, потребностями, возможностями, включаться в разнохарактерную деятельность, требующую многообразных организаторских способностей и умений, в любой деятельности найти истоки к развитию организаторского опыта воспитанников.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ:
Программа Клуба «Лидер» предполагает выявление, стимулирование и подготовку лидеров из числа детей, которые в наибольшей степени пользуются авторитетом среди товарищей и стремятся их вести за собой, вовлекая в различные интересные социально значимые, творческие дела. Кроме этого, программа направлена на решение важной педагогической и социальной задачи – оказание помощи детям в реализации своих активных действий по совершенствованию организаторских способностей и программированию ими своего будущего. Ведь в условиях новых общественных рыночных отношений личность должна обладать самостоятельностью, предприимчивостью, быть социально защищённой, нравственно стойкой, способной противостоять всякого рода отклонениям и соблазнам, быть социально грамотной.
Основой программы является реализация направления развития лидерских способностей подростков, овладение передовыми методиками лидерской коммуникации. Программа планирует знакомство подростков с начальными теоретическими знаниями по основам лидерства, с методиками эффективного делового общения, проведение ролевых игр и тренингов, выполнение практических заданий по данной тематике. Программа обучает подростков основам организаторской, культурно-досуговой деятельности и знакомит также с основами профилактической работы среди сверстников по вопросам асоциальных явлений среди молодежи.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:
создание условий для развития социального опыта, лидерских качеств и коммуникативных способностей подростков средствами коллективной социально-значимой деятельности.
ОСНОВНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ:
1. формировать мотивацию к самопознанию, духовно-нравственному совершенствованию, социальному и профессиональному самоопределению;
2. развить познавательную, социальную, творческую активность обучающихся, их интеллектуальные, коммуникативные и организаторские способности, навыки публичного выступления;
3. расширить положительный опыт взаимодействия с окружающими людьми в различных видах деятельности.
4. обеспечить многообразие форм и методов творческой деятельности и сфер общения детей и подростков, организовать их содержательный досуг;
5. способствовать воспитанию патриотизма, гуманных взаимоотношений, пропаганде здорового образа жизни, интеллектуальному, творческому развитию, содержательной мотивации в организации досуга.
Работа клуба «Лидер» осуществляется по следующей модели:
- - совместное планирование деятельности;
- совместное проведение организационно-массовых, досуговых мероприятий.
- - творческое сотрудничество с учащимися СОШ/ООШ
Программа включает следующие разделы:
- Основы лидерства (теоретические занятия и психолого-коммуникативные практикумы).
- Социальное проектирование (знакомство с технологией социального проектирования, практическая деятельность по разработке и реализации социальных проектов).
- Основы культурно-досуговой деятельности (организация досуга в каникулярное время, праздничные дни: проведение развлекательных, конкурсно-игровых, шоу программ).
Содержание разделов программы может изменяться, дополняться новыми материалами, исходя из свободно вытекающих и растущих в процессе познания интересов обучающихся к различным сферам жизни и постоянно меняющихся индивидуальных социокультурных и образовательных потребностей.
Количество часов по разделам программы в тематическом плане является примерным. Педагог может вносить коррективы в распределение времени, в содержание занятий в зависимости от коммуникативного уровня, социальной и психологической подготовки учащихся конкретных групп.
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ:
Программа рассчитана на два года обучения.
Возраст обучающихся – 11-18 лет.
1 год обучения –72 часа (2 занятия в неделю по 45 мин.)
2 год обучения – 72 часа – (2 занятия в неделю по 45 мин.)
Формы занятий:
- Анкетирование
- Тестирование
- Беседа
- Консультация
- Работа в малых группах
- Вертушка
- Мастер-класс
- Игра
- Конкурс
- Акция
- Семинар
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 год обучения – 72 ч.
№ п/п |
Тема занятия |
кол-во часов |
Всего |
|
теория |
практика |
|||
«ОСНОВЫ ЛИДЕРСТВА» |
||||
|
Основы лидерства |
3 |
2 |
5 |
|
Культура общения. |
3 |
1 |
4 |
|
Правила поведения в конфликтных ситуациях |
3 |
2 |
5 |
|
Правила организаторской деятельности. |
4 |
2 |
6 |
|
Методика коллективного творческого дела. |
3 |
2 |
4 |
ВСЕГО: |
16 |
9 |
25 |
|
«ОСНОВЫ КУЛЬТУРНО - ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» |
||||
1. |
Формы досуговой деятельности. |
4 |
2 |
6 |
2. |
Секреты организаторского мастерства. |
6 |
4 |
10 |
3. |
Планирование культурно-досуговой деятельности Клуба. |
3 |
2 |
5 |
4. |
Творческая практика. |
5 |
4 |
9 |
ВСЕГО: |
18 |
12 |
30 |
|
«ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА» |
||||
1. |
Каникулярные недели. |
2 |
7 |
9 |
2. |
Профильные экскурсии. |
2 |
6 |
8 |
ВСЕГО: |
4 |
13 |
17 |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
2 год обучения – 72 ч.
№ п/п |
Тема занятия |
Количество часов |
||
Теория |
Практика |
Всего |
||
«ОСНОВЫ ЛИДЕРСТВА» |
||||
1. |
Индивидуальное проектирование. |
3 |
1 |
4 |
2. |
Основы социального взаимодействия. |
4 |
2 |
6 |
3. |
Основы творческого развития личности. |
4 |
3 |
7 |
4. |
«Я и мир профессий» |
3 |
2 |
5 |
ВСЕГО: |
14 |
8 |
22 |
|
«ОСНОВЫ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» |
||||
1. |
Секреты организаторского мастерства. |
6 |
4 |
10 |
2. |
Планирование культурно-досуговой деятельности Клуба. |
5 |
4 |
9 |
3. |
Творческая практика. |
5 |
11 |
16 |
ВСЕГО: |
16 |
19 |
35 |
|
«ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА» |
||||
1. |
Каникулярные недели. |
2 |
6 |
8 |
2. |
Профильные экскурсии. |
2 |
5 |
7 |
ВСЕГО: |
4 |
11 |
15 |
Воспитанники клуба принимают участие в подготовке и проведении массовых и досуговых мероприятий: акциях, конкурсах и т.д. (практика).
№ |
Наименование мероприятий |
Сроки проведения |
1. Участие (по мере возможности) в конкурсах, проектах, программах, акциях единого действия детских общественных объединений – отделений НОПДО, входящих в состав Волгоградской Областной Общественной Организации «Федерация Детских Организаций» (ВООО «ФДО»): |
||
1.1 |
- проект «Наша общая Победа» - Школа оптимального здоровья - Новая улица - Детский Парламент |
В течение года |
1.2 |
Смотр-конкурс д/о, отделений НОПДО «Тюльпан на фоне радуги» |
В течение года |
1.3 |
- Районный конкурс «Пионер года» - Участие в областном конкурсе «Пионер года» |
Март Апрель |
1.4 |
- Районный конкурс лидеров детских общественных объединений, отделений НОПДО «Лидер 21 века» - Участие в областном конкурсе «Лидер 21 века» |
Март (2 неделя)
Март |
1.5 |
Районный конкурс «Вожатый года» |
Февраль |
1.6 |
День Вожатого |
28 февраля |
1.7 |
Районный фестиваль «Детство без границ» |
Январь-март |
1.8 |
Проведение Дня Пионерии |
19 мая |
2. Профилактика ВИЧ/ИПП, формирование здорового образа жизни детей и подростков
2.1. |
Районная информационная кампания «Беги за мной!» в рамках федерального проекта |
В течение года |
2.2. |
Акции «Брось сигарету», посвященные дню борьбы с курением и Всемирному дню отказа от курения |
Ноябрь, май |
2.3. |
Конкурс проектов среди учащихся школ города и района по профилактике наркомании |
Январь-февраль |
2.4. |
Обучающий семинар для специалистов, работающих с подростками и молодежью |
Март |
2.5. |
Акция «Будущее - за здоровой молодежью!», «Спасибо, НЕТ!» |
Октябрь – ноябрь, апрель-май |
2.6. |
Районный конкурс волонтерских команд |
Декабрь |
2.7. |
Акция «Вместе против СПИДа», посвященная Всемирному дню борьбы против СПИДа |
Декабрь |
3. Гражданско-патриотическое, духовно-нравственное воспитание детей и подростков
3.1. |
Мероприятия в рамках проекта «Наш дом – Россия!»: - конкурсы рисунков, плакатов, рефератов, художественно-прикладного творчества; - Фестиваль национальных культур «Возьмемся за руки, друзья!», посвященный Дню народного единства |
Сентябрь - ноябрь |
3.2. |
Районный туристический слет и военно-патриотическая игра «Орленок» |
Сентябрь
|
3.3. |
Районная акция «Мы – граждане России» |
Май - декабрь |
3.4. |
Мероприятия, посвященные годовщине Сталинградской битвы: -Вахта памяти - Акция «Подарок ветерану» - Фестиваль патриотической песни |
2 февраля
Февраль |
3.5. |
ВЕСЕННЯЯ НЕДЕЛЯ ДОБРА: -Акция «Чистый мир своими руками»; -Экологическая тропа «Живи, родник, живи!» |
21 апреля Апрель |
3.6. |
Районная игра «Зарница» |
Апрель |
3.7. |
День Победы: -Вахта памяти; -Акция «Память» |
9 мая
|
3.8 |
Акция «Дети – детям» |
В течение года |
4. Творческое развитие детей и подростков
4.1 |
Фестиваль «Детство без границ» |
Январь-май |
4.2. |
Праздник «Прощание с летом» |
Сентябрь |
4.3 |
Интеллектуальные игры |
Октябрь - декабрь |
4.4. |
Мероприятия, посвященные Дню отца (в детских организациях) |
Ноябрь |
4.5. |
Мероприятия, посвященные Дню матери (в детских организациях) |
Ноябрь |
4.6. |
Акция «Большое сердце», посвященная Дню инвалида (в детских организациях) |
Декабрь |
4.7. |
Новогодние мероприятия (театрализованные представления, дискотеки) |
Декабрь |
4.8. |
Конкурс новогодних плакатов |
В течение декабря |
4.9. |
Мероприятие, посвященное 8 марта |
Март |
4.10. |
Конкурс фоторабот, посвященный Дню смеха |
Апрель |
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Пройдя курс обучения по данной программе, воспитанники расширят и приобретут новые знания, умения и навыки, которые необходимы в жизни для достижения СОЦИАЛЬНОГО УСПЕХА:
- приобретут навыки публичного выступления;
- разовьют творческую инициативу, организаторские и лидерские качества;
- овладеют методикой социального проектирования, подготовки и организации культурно-досуговых программ.
В результате изучения программы обучающийся должен:
ЗНАТЬ / ПОНИМАТЬ:
- Методы и правила организаторской деятельности
- Общие качества делового лидера
- Основные правила коммуникации
- Структуру и этапы планирования собственной и коллективной деятельности
- Основы социального проектирования
- ставить цели, решать проблемы, творчески подходить к организации дела, позитивно влиять на окружающих, работать с группой
- планировать деятельность, разделять процесс деятельности на
- общаться со сверстниками и взрослыми людьми, выступать перед
- планировать индивидуальную и групповую деятельность;
- разработать и организовать деятельность группы по реализации проекта;
- коллективно разработать и организовать воспитательное мероприятие, КТД;
- коллективно планировать и организовывать культурно-массовую деятельность со сверстниками.
По итогам пройденных тем проводятся занятия в форме игр, творческих конкурсов, презентаций, выполнения творческих заданий, где обучающиеся должны продемонстрировать полученные знания и приобретенные умения.
Критерии эффективности:
- Востребованность проекта, охват детей и подростков, привлеченных к участию в проектах и программах;
- Состояние эмоционально-деловых отношений членов Клуба, уровни мотивации, творческой активности, самостоятельности и инициативности, творческих достижений.
Мониторинг результативности осуществляется на основе:
- наблюдения
- собеседования,
- анкетирования,
- тестирования,
- отзывов участников программ, акций и пр.
По окончании обучения воспитанники клуба получают сертификаты, подтверждающие овладение воспитанниками уровня знаний и достижений, заявленных в программе.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ:
1. Щербакова Л.А. «Программа клуба старшеклассников «Орда» Сб-к «Программы для учреждений дополнительного образования детей», выпуск 7, М., 2003 г
2. Холеева Е.А. Программа «Вектор времени» (по социальному проектированию) - Оренбург: ОДТДМ им. В.П. Полничко, МЦ «Визит»,2006
3. "Программа "Спасибо, нет!" (профилактика наркомании, алкоголизма и СПИДа в молодежной среде)" / Московский филиал международного института "АМИТИ". - М.: Община. - 1994.
4. Шевченко М.Ф. Как стать успешным? Программа занятий для старшеклассников.- С.-П.. «Речь», 2007.
5. Гущина Т.Н. Игровые технологии по формированию социальных навыков у подростков.- М.: АРКТИ, 2007
6. Ершов Д.А. Элективные курсы профориентационной направленности: гуманитарный профиль обучения. – М.: Глобус, 2007
7. Искусство вести за собой: тренинги и занятия по формированию социальной инициативности и лидерских качеств. – М.: АРКТИ, 2007.
8. Платонов К. Занимательная психология. - С, 1997
9. Родионов В.А., Лангуева Е.А. Развитие навыков делового общения: тренинговые занятия для учащихся старших классов.- Ярославль: Академия развития, 2005.
10. Рогов Е. И. Азбука психологии.- М.: Гуманитарный центр «Владос», 1998.
11. Журнал «Воспитание школьников», №4,5,6, 2003 г.(«Воспитание лидера»)
12. Журнал «Воспитание школьников», №2, 2006 г., («Организация работы по формированию коммуникативной культуры подростков», стр. 20)
13. Журнал «Воспитание школьников», №9,10, 2001г. и №1,2,3, 2002 г., («Социальное проектирование в воспитательной работе школы»)
14. Журнал «Внешкольник», №6, 2002 г. («Досуг в пространстве воспитания»)
15. Журнал «Дополнительное образование и воспитание», №8, 2006 («О профилактике противоправной деятельности несовершеннолетних», «Нравственное воспитание девиантных подростков»)
16. Журнал «Внешкольник», №7-8, 2006 («Клуб как форма воспитания подростков», «Формы массовой учебной работы детского объединения дополнительного образования»)
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ:
- Добротворский И.Л. Технологии успеха. 1001 совет школьнику.- М., Владос, 2007.
- Жариков Е., Крушельницкий Е. Для тебя и о тебе. - М., 1991.
- Кан-Калик В.А. Грамматика общения. - М., 1995.
- Картотека коллективных познавательных игр и ролевых игр. - М., 1990.
- Лутошкин А.Н. Как вести за собой. - М., 1996.
- Орлов Ю. М. Самопознание и самовоспитание характера: Кн. для учащихся. – М.: Просвещение, 1987. – 224 с.
- Прутченков А.С. Тренинг личностного роста. - М., 1993.
- Психологические тесты для тинэйджеров. - Киев, 1996.
- Снайдер Ди. Практическая психология для подростков, или Как найти свое место в жизни. - М., 1997.
- Щуркова Н.Е. Собранье пестрых дел. - Петрозаводск, 1993.
- Я хочу провести тренинг: Пособие для начинающего тренера, работающего в области профилактики ВИЧ/СПИД, наркозависимости и инфекций, передающихся половым путём. / Е. Яшина, Д. Камалдинов и др.– М.: ГУП Медицина для вас, 2003.