Вторник, 19.03.2024, 05:59
Приветствую Вас, Гость

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Пешеходный туризм"

Направленность программы - Туристcко-краеведческая

Возраст обучающихся 7 лет - 17 лет

Заболевания -без ОВЗ

Цели программы:

формирование здорового образа жизни средствами туризма и краеведения, создание условий для самореализации, социальной адаптации, оздоровления, творческого развития и профессионального самоопределения личности.

Предметные: 

  • развить интерес к пешеходному туризму.
  • формирование ценностных ориентаций на физическое и духовное совершенствование личности.
  • Формирование умений выполнять комплексы общеразвивающих, оздоровительных и корригирующих упражнений, учитывающих индивидуальные способности и особенности, состояние здоровья и режим;
  • овладение основами технических действий, приёмами и физическими упражнениями, умением использовать их в разнообразных формах игровой и соревновательной деятельности;
  • расширение двигательного опыта за счет упражнений, ориентированных на развитие основных туристических навыков, повышение функциональных возможностей основных систем организма.

Личностные: формирование мотивации  на регулярные занятия  физической культурой и спортом, сохранение и укрепление своего здоровья, выработку умений и навыков здорового образа жизни, осознание каждым ребенком собственной ответственности за свое здоровье;

  • педагогическое руководство воспитанием гуманистических принципов уважения к личности ее правам и свободе.
  • Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
  • Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире, с учетом устойчивых познавательных интересов;
  • Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других вдов деятельности;
  • Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения в природе.

Метапредметные: -Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действия в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
  • Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решения и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
  • Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Аннотация

Направленность: Туристско-краеведческая

Актуальность программы

В наше непростое время, когда многократно возросла опасность природных и техногенных катастроф, террористических актов, необходимо использовать возможности туризма для подготовки занимающихся к действиям в условиях экстремальных ситуаций.

Растущая отчуждённость между людьми вызывает необходимость использовать возможности туризма для формирования коллективизма, взаимовыручки и других социальных умений.

Данная  программа  актуальна,  так  как  она нацелена  на  развитие физических  способностей  детей.  Основной  задачей  является  посещение экскурсионных  мест  Волгоградской обл,    Новоаннинского района и д.р, а  так же увеличение  физических  нагрузок, однодневные и  двухдневные  походы и участие в соревнованиях.

Туристские  походы,  экспедиции,  экскурсии(путешествия)  учащихся являются важной формой гуманистического, патриотического воспитания.

Походы  способствуют  оздоровлению  и  физическому  развитию  детей, воспитывают навыки самообслуживания, готовят к жизни.

Педагогическая целесообразность программы

Учебный план и программа первого года занятий предусматривают  обучение ребят азбуке туризма - сообщение им начальных сведений по организационным вопросам подготовки и проведения походов, основных сведений о своем крае, элементарных понятий об ориентировании на местности, знаний основ топографии, общей физической подготовке, гигиены туриста, первой доврачебной помощи при заболеваниях и травмах.

Конкретная цель -  зачетный степенной поход, выполнение нормативов на получение значка "Юный турист".

Учебный план и программы второго и третьего годов обучения направлены на совершенствование полученных знаний, умений и навыков, приобретенных в курсе начальной туристской подготовки. Обучающиеся участвуют в районных соревнованиях по технике пешеходного туризма и спортивному ориентированию, выполняют нормативы на получение значка «Турист России», на присвоение  юношеских разрядов по туристскому многоборью и спортивным походам.

Итогом являются участие в зачетном степенном походе, районных и областных туристических соревнованиях.

Отличительные особенности данной дополнительной  общеобразовательной программы от уже существующих программ

заключается в использовании клубных форм работы как формы организации туристско-краеведческой деятельности: спортивного туризма, маршрутов, ориентирования, краеведения. Такой подход предполагает использование современных методик и образовательных технологий личностно-ориентированного обучения, в основе которого – деятельность учащихся. Контроль результативности программы обеспечивается системой мониторинга. Особенностью является то, что программа реализуется на основе работы детского объединения – МБУ ДО «Центр по работе с детьми и молодёжью» деятельность которого осуществляется в соответствии с Уставом и Положением. Такая особенность позволяет осуществлять преемственность и согласованность с предметными образовательными программами. Программа обладает ярко выраженной технологичностью. Прослеживается взаимосвязь между содержанием, знаниями, умениями, навыками и видами деятельности. Реализуется идея гармоничного развития личности, её творческих сил и способностей, воспитание потребности в самообразовании. Благодаря программе знания не только усваиваются, но и активно используются подростками для формирования образа жизни,  стиля поведения, убеждений, отношения к окружающему миру, людям, себе. Воспитываются чувства патриотизма и любви к своему Отечеству, нравственные качества личности, трудолюбие, ответственность, целеустремлённость, упорство, дисциплинированность, чувство коллективизма, эмоционально-эстетическое восприятие природы, общая культура.

Адресат программы.

Комплектовать состав объединения первого года обучения следует из ребят 11-13 лет, второго года обучения - из ребят 13-14 лет, третьего года обучения 15-16 лет. В составе первого года обучения в объединении должно быть не менее 10 человек, допустимая наполняемость объединения 15 человек. В группы второго и третьего годов обучения могут входить дети, не занимающиеся на 1 году обучения, но показавшие хорошие результаты на соревнованиях различного уровня и сдавшие нормативы по ОФП. Заниматься в объединении могут физически развитые мальчики и девочки, не имеющие медицинских противопоказаний к занятиям туризмом.

Уровень программы, объем и сроки реализации программы:

Программа  обучения рассчитана на 72 учебных часа в год на каждый год обучения: включая теоретические занятия, практические занятия в помещении и на местности (учебном полигоне) (в т.ч. подготовку и проведение походов, подведение их итогов, проведение учебных соревнований). Всего групп – 3. Занятия в каждой группе проводятся 2 раза в неделю по 1 часу.

Учебно-тренировочные и  зачетные походы, спортивные соревнования первого года обучения включены в сетку часов. При проведении местных экскурсий (в пределах своего населенного пункта) количество  часов может быть  до 4-х часов; при проведении экскурсии с выездом (за пределы своего населенного пункта) –  от 4 до 6 часов. На однодневный поход и однодневные спортивные соревнования отводится до 8 часов.  На 3-х дневный поход: 8ч (первый день),12ч (второй день),8 часов (третий день).

Учебно-тренировочная работа в туристском объединении проводится на основе годовых планов и графиков, составленных с учетом местных условий. Рабочие поурочные планы и конспекты тренировочных занятий у руководителя должны быть на каждом занятии.

Учебным планом предусматриваются теоретические и практические занятия. Практические занятия лучше планировать разноплановыми: 0.5 часа физическая тренировка, 1.5-2.5 часа практическая отработка темы.

Форма обучения: «Очная»

 Режим занятий:

Занятия с детьми первого года обучения желательно проводить по 2 часа три раза в неделю, в условиях учебного полигона (на местности) длительность занятий может составлять 3-4 часа. Отдельные занятия могут проходить по группам в 2-3 человека (разработка маршрута, копирование и вычерчивание карт, работа хозгруппы и т.д.), каждая по своему графику. В течение каждого месяца количество учебных часов может быть различно – не обязательно 24 часа в месяц. При подготовке и проведении походов, соревнований, при благоприятной погоде для занятий на учебном полигоне, - количество часов может превышать 24 часа. В зимний период, декабрь-январь, в преддверии Новогодних праздников и на каникулах, количество учебных часов может быть меньше 24 часов в месяц. Количество проведенных учебных часов каждый месяц отмечается в накопительной ведомости в учебном журнале. Годовое количество -   216 часов.

Особенности организации образовательного процесса.

Правильно поставленный учет дает возможность руководителю определить недостатки в учебно-тренировочной работе и наметить пути и способы их устранения.

Учет работы объединения ведется в специальном журнале, который является отчетным и финансовым документом. В журнале содержится практически вся информация о туристском объединении и его деятельности.

Средства обучения

- Веревка (альпинистская) - требуется 10 единиц на группу, используется 80% времени реализации программы;
- Инвентарь для альпинизма: зацепы разного цвета с болтами, репшнуры, карабины, веревки, страховочные системы , жумары, магнезница, пантины, спусковые устройства - требуется 15 комплектов на группу, используется 100% времени реализации программы;
- VR-шлем (или VR-очки) - требуется 10 единиц на группу, используется 80% времени реализации программы;
- Компас - требуется 20 единиц на группу, используется 100% времени реализации программы;
- Коврик гимнастический - требуется 10 единиц на группу, используется 80% времени реализации программы.

Успеваемость обучающихся учитывается по усвоению теоретических знаний и практических навыков в соответствии с требованиями программы.

Для сохранения устойчивого интереса к занятиям, особенно на начальной стадии обучения, следует встречаться с детьми регулярно. Занятия с детьми первого года обучения желательно проводить по 2 часа три раза в неделю (т.к. недельная нагрузка педагога дополнительного образования составляет 6 часов при годовой нагрузке 216 часов), в условиях учебного полигона (на местности) длительность занятий может составлять 3-4 часа. Отдельные занятия могут проходить по группам в 2-3 человека (разработка маршрута, копирование и вычерчивание карт, работа хозгруппы и т.д.), каждая по своему графику. В течение каждого месяца количество учебных часов может быть различно – не обязательно 24 часа в месяц. При подготовке и проведении походов, соревнований, при благоприятной погоде для занятий на учебном полигоне, - количество часов может превышать 24 часа. В зимний период, декабрь-январь, в преддверии Новогодних праздников и на каникулах, количество учебных часов может быть меньше 24 часов в месяц. Количество проведенных учебных часов каждый месяц отмечается в накопительной ведомости в учебном журнале. Годовое количество -   216 часов.

На каждом занятии следует планировать живую практическую работу самих членов объединения (упражнения, тренировки, простейшие соревнования). Надо добиваться, чтобы практические занятия были всегда тесно увязаны с прохождением теории каждого раздела программы, чтобы собственный опыт практических действий ребят дополнял и закреплял рассказ руководителя.

Необходимо наладить в туристском объединении хороший учет спортивно-туристских и краеведческих достижений каждого члена объединения. Полезно завести на каждого члена объединения "Туристский паспорт", куда будут записываться маршруты походов, их продолжительность, протяженность, количество ночлегов, характер обязанностей, которые выполнял во время похода юный турист; участие и результаты в учебных и спортивных соревнованиях, краеведческих викторинах и конкурсах.

Для воспитания дружного, сплоченного коллектива руководителю можно провести конкурсы на лучшее название туристской группы, ее эмблему, устав; завести альбом "Летопись туристской группы" или в помещении, где постоянно собирается туробъединение, оборудовать специальный "Уголок тургруппы". Следует добиваться, чтобы каждый член объединения имел тетрадь для занятий и походный блокнот и аккуратно вел записи в них.

Полный текст образовательной программы

Доступен по ссылке

Учебный план - Пешеходный туризм