Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр по работе с детьми и молодежью»
Новоаннинского муниципального района Волгоградской области.
Утверждаю:
Директор МБУ ДО «Центр молодежи»
Новоаннинского муниципального района
_________________ И. Р. Фролова
«_____» _______________________ 2019 г.
Программа
Подготовки молодых поисковиков
«КУРС МОЛОДОГО ПОИСКОВИКА»
поискового отряда «Сталкер»
СРОК ОБУЧЕНИЯ: 2 года
РУКОВОДИТЕЛЬ: специалист по работе с молодёжью Бакаев Е. Н.
Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам. (Большая советская энциклопедия, М., 1978 г.).
Пояснительная записка
Программа поискового отряда «Сталкер» предназначена для теоретической и практической подготовки обучающихся - членов поискового отряда.
Программа поискового отряда представляет собой образовательную систему, связанную с изучением истории Волгограда и Волгоградской области в годы Великой Отечественной войны (ВОВ) и боевыми действиями на территории Волгоградской области в 1941-1945 гг., воссозданных на основе анализа архивных материалов, знаний по ряду направлений деятельности, тесно связанных с практической поисковой работой.
Программа направлена на формирование у обучающихся чувств патриотизма, нравственных устоев, мировоззрения и национального самосознания. Деятельность членов поискового отряда способствует сплочению коллектива, повышению образовательного и культурного уровня. Реализация программы создает условия для психологической подготовки обучающихся-участников поисковых экспедиций, развития индивидуальных способностей, дальнейшего самообразования, социализации личности.
Программой предусматривается развитие и совершенствование психологических процессов, таких как познание, аналитическое мышление, воображение, память, эмоциональное состояние, физическое развитие обучающихся, формирование здорового образа жизни.
Использованы требования Федеральных законов и Постановлений Правительства РФ, а также других нормативных актов.
Цели и задачи программы поискового отряда «Сталкер»
ЦЕЛИ:
1. Создать условия для удовлетворения потребности обучающихся в знаниях по военной истории и т.д.
2. Выявлять и развивать индивидуальные качества и способности обучающихся.
3. Совершенствовать и обобщать опыт работы в области военно-патриотического образования.
4. Максимально обезопасить участие обучающихся в поисковых работах.
ЗАДАЧИ:
1. Развивающая:
- развитие индивидуальных способностей, специализированных навыков поисковика и исследователя у членов отряда;
- развитие памяти, логического и аналитического мышления, наблюдательности, культуры речи;
- развитие навыков использования различных источников информации и знаний, умение их применять и использовать в практической деятельности.
2. Образовательная:
- приобретение новых знаний по истории военного периода Сталинградской (Волгоградской) обл в ВОВ, краеведению, различным видам поисковой деятельности;
- расширение кругозора, закрепление и углубление знаний и сопутствующих им навыков, умений, формирование общей культуры;
- обучение с целью всестороннего развития личности;
- побуждение к активному самообразованию с целью углубленного изучения материала, связанного с историей родного края и поисковой деятельностью.
3. Воспитательная:
- воспитание духовной нравственности и патриотизма у обучающихся на основе исторически значимой деятельности;
- формирование активной гражданской позиции;
развитие коммуникабельность в процессе деятельности, привитие культуры общения, овладение правилами поведения в обществе;
- формирование общей культуры.
Настоящая программа рассчитана на два года обучения (1-й год -360 часа, 2-й год – 360 часов) и включает в себя блоки образовательных и практических занятий.
Учебно-тематический план работы
1-й год обучения |
|
Тематика занятий |
Часы |
ТЕМА I. Введение. |
|
Поисковые работы и их цель. Историческая справка о поисковом движении. Поисковые организации в Волгоградской обл.. Исторический период, охватываемый работой поисковых объединений. Ознакомление обучающихся с положением о поисковом отряде «Сталкер». Задание: "Почему я вступил (а) в поисковый отряд." |
2 |
ТЕМА II. Сталинград и Сталинградская область- краткий историко-географический курс. |
5 |
Занятие 1.Сталинград и Сталинградская область как исторически сложившаяся часть государства. Административное деление Сталинграда. Административные центры. Города. |
2 |
Занятие 2. Изучение карты Волгограда ,Волгоградской обл.(Сталинграда). Географическое положение Волгоградской обл, Новоаннинского района. Гидрография, рельефы. Флора. Транспортная система, транспортные узлы. Деловая игра: "История названия города", "Самые молодые и старые города Волгограда", "История топонимики Волгоградской области". |
2 |
Занятие 3. Сталинградская обл. в период 1941-1945 гг. Понятия тыл, фронт, оккупированные территории. |
1 |
ТЕМА III. Топографическая подготовка. |
14 |
Занятие 1.История создания карт. Классификация карт. Масштаб. Содержание карт. Топографические знаки. Координатная сетка. Деловая игра: "Прочти карту". |
2 |
Занятие 2. Общая картография. Специальная картография (навигационные карты и т.д.). Карты, составленные посредством аэрофотосъемки. Карты, составленные с помощью инструментальной и полуинструментальной съемки. |
2 |
Занятие 3. Военная топография. Военные карты. Карты, схемы, карты-схемы боевых действий. |
2 |
Занятие 4. Рабочая карта и правила ее ведения. Составление схем местности. Деловая игра: "Что говорит карта". Составление рабочих карт (схем) и их прочтение. |
2 |
Занятие 5. Ориентирование карты (схемы) по месту. Определение местоположения. Стандартные ошибки при ориентировании карты (схемы) на местности. Способы их избежание,исправления. |
2 |
Занятие 6. Ориентирование на местности без карты. Определение сторон горизонта. Магнитный компас. Обращение и работа с магнитным компасом. |
2 |
Занятие 7. Определение и выдерживание направления в движении. Ориентирование в движении. Движение по "легенде". Движение по маркированной трассе. |
2 |
ТЕМА IV. Технология поисковой работы. |
30 |
Занятие 1. Региональные особенности ведения поисковых работ на территории бывших военных действий ВОв. |
2 |
Занятие 2. Характеристика событий по архивным материалам. |
2 |
Занятие 3. Понятие о классической археологии. Понятие о военной археологии. Прикладная военная археология. Методика поисковой работы. Научные технологии, применяемые при проведении поисковых работ. |
2 |
Занятие 4. Система поисковых работ и исследований. Комплексные мероприятия, необходимые для установления личностей военнослужащих, найденных во время поисковых работ. Розыск родственников погибших. |
2 |
Занятие 5. Архивное дело. Архивы военные, гражданские, ведомственные. Исследовательская работа в архивах Архивное делопроизводство. |
2 |
Занятие б. Основы архивного поиска. Методика работы с архивными документами, их анализ. Совокупность материалов и документов, необходимых для подготовки полевых поисковых экспедиций. Порядок обработки архивных материалов о потерях личного состава и привязка к географическим объектам. |
2 |
Занятие 7. Поисковая разведка. Основные цели и задачи, стоящие перед группой, ведущей разведку в населенном пункте. Порядок ведения беседы. Документальное оформление полученной информации. Устные источники. Правила опроса местного населения, свидетелей, очевидцев событий. |
2 |
Занятие 8. Необходимые информационные источники для организации подготовки полевых поисковых экспедиций. Поиск неучтенных воинских захоронений на местности. Сопоставление собранных материалов и свидетельств с архивными документами. Заполнение документации. Деловая игра: "Поисковая разведка". |
2 |
Занятие 9. Классификация воинских захоронений. Обоснование процесса эксгумации. Правила эксгумации найденных захоронений. Документирование эксгумационных работ. Меры безопасности. Практическая работа: "Для чего нужна эксгумация". |
2 |
Занятие 10. Типы воинских захоронений, встречающиеся на территории боев ВОв. Способы эксгумации захоронений. Эксгумация глубоких захоронений. |
2 |
Занятие 11. Эксгумация из окопов, траншей, блиндажей, землянок, индивидуальных стрелковых ячеек. Эксгумация не захороненных (верховых) останков. Захоронение и перезахоронение останков. |
2 |
Занятие 12. Установление личности военнослужащих. Из истории введения солдатского медальона в Красной Армии. Типы медальонов в период ВОВ. Воинские звания и должности, в РККА. Документы, удостоверяющие личности военнослужащих в РККА (Советской Армии). Личные вещи, обмундирование и снаряжение. |
2 |
Занятие 13. Личные опознавательные знаки иностранных военнослужащих. Воинские звания. Личные вещи, обмундирование, снаряжение. Различия в элементах снаряжения и экипировки. Особенности работ по захоронениям иностранных военнослужащих. |
2 |
Занятие 14. Оформление документации. Правила учета работ и результатов исследований на местности. Образцы документов, оформляемых по итогам поисковых работ. |
2 |
Занятие 15. Шанцевый инструмент, используемый в поисковых работах. Штыковая (садовая) лопата. Совковая лопата. Малая и большая саперные лопаты. Раскопочный нож. Дополнительные инструменты, применяемые во время эксгумационных работ. Меры безопасности при работе с инструментом. |
2 |
ТЕМА V. Техника безопасности. |
10 |
Занятие 1. Общие правила техники безопасности. Правила поведения в полевом лагере, использования инструментов, транспортных средств. Несение дежурства суточным нарядом в полевом лагере. |
5 |
Занятие 2. Специальная техника безопасности. Правила поведения во время участия в поисковых, эксгумационных работах в зоне бывших военных действий. |
5 |
ТЕМА VI . Анатомия человека. Строение скелета. |
10 |
Занятие 1. Скелет человека и его строение. Конечности верхние и нижние. Грудной и тазовый отделы. Череп и его строение. |
5 |
Занятие 2. Установление видовой принадлежности костных останков. Различение костных останков по расовым признакам. Установление принадлежности к полу. |
2 |
Занятие 3. Установление возраста и роста по костным останкам. Определение повреждений костных останков. Особенности сохранения костных останков человека в различных почвах. |
3 |
ТЕМА VII . Личная гигиена в полевых условиях. |
4 |
Занятие 1. Общие правила личной гигиены. Личная гигиена во время проведения поисковых работ и эксгумации. Правила хранения и использования продуктов питания в полевых условиях. Правила питания в полевых условиях. |
2 |
Занятие 2. Необходимые лекарственные средства. Их назначение и применение. |
2 |
ТЕМА VIII. Медико-санитарная подготовка. |
10 |
Занятие 1. Виды травм и их предупреждение. Виды травм, встречающихся в полевых условиях. Оказание доврачебной помощи при получении травм, тепловых ударах, пищевых отравлениях, термических ожогах, несчастных случаях на воде. |
3 |
Занятие 2. Технология оказания первой медицинской помощи: правила обработки ран, наложения: кровоостанавливающих повязок и жгутов, стандартных шин и лубков при переломах, а также использование подручных средств; правила транспортировки пострадавшего. |
2 |
Занятия 3-7. Практические занятия. |
5 |
ТЕМА IX. Взрывоопасные предметы и их классификация. |
30 |
Занятие 1. Понятие о взрывоопасных предметах (ВОП). Боеприпасы периода Второй мировой войны и их классификация. Взрывчатые вещества (ВВ), применяемые для снаряжения боеприпасов. |
5 |
Занятие 2. Авиационные бомбы, артиллерийские снаряды и мины, инженерные мины. Назначение и устройство. Самодельные взрывные устройства периода ВОВ. |
5 |
Занятие 3. Ручные и ружейные гранаты, взрыватели и запалы, патроны, химические боеприпасы. Назначение и устройство. Боеприпасы массового поражения (на примере мин 5-1 и 50-2). |
5 |
Занятие 4.ВОП, встречающиеся во время поисковых и эксгумационных работ. Сохранность ВОП и степень их опасности. Правила поведения при обнаружении ВОП. |
3 |
Занятие 5. Металлоискатели. Назначение, применение, принцип работы. ИПМ - 2 (индукционный полупроводниковый миноискатель). Назначение, применение, устройство. Правила эксплуатации, меры безопасности при работе с ИПМ -2. Саперный (инженерный) щуп. Назначение, устройство, применение. Меры безопасности при работе с ЩС. Правила маркировки обнаруженных предметов. |
2 |
Занятие 6-7. Подготовка к работе, работа с ИПМ - 2. Способы обнаружения металлических предметов в грунте. Работа саперным щупом. Обнаружение предмета в грунте щупом. Маркировка обнаруженных предметов. |
3 |
Занятие 8. Выездное практическое занятие. |
2 |
ТЕМА X. Туристическая подготовка. |
20 |
Занятие 1. Изучение родного края. Методика ведения дневника. Фотографирование, зарисовка, составление паспортов изучаемых объектов. Выбор места для лагеря (бивуака). |
5 |
Занятие 2. Выбор места для установки палатки. Установка палатки. Выбор мест для приготовления пищи, мытья посуды, хранения продуктов, сбора пищевых отходов и мусора, туалета, и их оборудование. Охрана лагеря в дневное и ночное время. |
2 |
Занятие 3. Туристическое снаряжение поисковика. Индивидуальное и групповое снаряжение. Распределение группового снаряжения. Индивидуальное и групповое туристическое и поисковое снаряжение, необходимое в полевых условиях. |
3 |
Занятие 4. Деловая игра: "Рюкзак поисковика". Порядок укладки и снаряжения рюкзака. Охрана природы на местах стоянки базовых, временных, выездных лагерей, а также в местах ведения работ. |
5 |
Занятие 5. Тренировка установки палатки в условиях непогоды. Сооружение простейших однодневных укрытий из подручных средств. Порядок и способы разведения костра. Типы костров. Правила пожарной безопасности в поле и в лесу. |
5 |
Раздел IV. «Вахта Памяти» |
223 |
Весенняя «Вахта Памяти» (20 дней) |
|
Итоговое занятие. Сдача зачетов. |
2 |
360 часов: 2 занятия в неделю по 2 часа |
2-й год обучения |
|
ТЕМА I.Введение. |
2 |
Поисковая работа как исторически значимая деятельность. Военная археология как сложившаяся научная дисциплина. Итоги поисковой работы в Российской Федерации на данный период времени. |
2 |
ТЕМА II. Специальные средства, применяемые в поисковых работах. |
10 |
Занятие 1. Типы металлоискателей специального назначения, применяемые в Вооруженных Силах и МЧС РФ, а также гражданских ведомствах. ОГФ (ОСР). Устройство, назначение и применение. |
4 |
Занятие 2. Приспособления и технические средства, применяемые на практике в поисковых и эксгумационных работах в различных регионах РФ, СНГ. Устройство, назначение и способы применения. |
3 |
Занятие 3. Биолокация. Понятие о биолокации. Энергетическое поле Земли и человеческие возможности. Биолокация как один из способов ведения поисковых работ. Биолокатор. Устройство, назначение и применение. Энергетические рамки. |
2 |
Занятие 4. Практическаяработа. |
1 |
ТЕМА III. История вооруженных сил. РККА, вермахт и его союзники. |
20 |
Занятие 1. Армия как историческая необходимость государственного строения общества. Вооруженные Силы Германии и ее европейских союзников в 30-е -40- е г.г. XX века. Вооруженные Силы СССР в 30-е -40- е г.г. XX века. Устройство, управление, подчинение. |
2 |
Занятие 2. Пехотные (стрелковые) подразделения РККА. Пехотные подразделения вермахта и его европейских союзников. Комплектование, устройство, тактика. |
2 |
Занятие 3. Специальные пехотные (стрелковые) подразделения. Мотострелковые и моторизованные части. Воздушно-десантные и парашютные части. Авиаполевые подразделения. Морская пехота. Устройство, назначение, тактика. |
2 |
Занятие 4. Основные виды стрелкового вооружения РККА. Виды стрелкового вооружения вермахта. Обзор стрелкового вооружения европейских союзников Германии. Стрелковое оружие пехотных (стрелковых) подразделений: индивидуальное, групповое, специальное, тяжелое. |
2 |
Занятие 5. Выездное. Посещение музея воинской части г.Сыктывкара с целью ознакомления с образцами вооружения. Образцы стрелкового вооружения, встречающиеся при ведении поисковых работ в районах действий ВОв. |
2 |
Занятие 6. Артиллерия РККА, вермахта и его европейских союзников. Классификация, устройство, назначение, тактика, средства доставки и транспортировки. Тактико-технические характеристики основных типов. |
2 |
Занятие 7. Бронетанковые войска РККА, вермахта и его европейских союзников. Классификация, устройство, назначение, тактика. Тактико-технические характеристики основных типов танков. |
2 |
Занятие 8. Инженерные войска. Войска связи. Войска противовоздушной обороны. Военно-строительные части. Железнодорожные войска. Войска химической защиты. Автомобильные (автотранспортные) войска. Медико-санитарные подразделения. Устройство, назначение, применение. |
2 |
Занятие 9. Авиация. Классификация, назначение, устройство и тактика. Тактико-технические характеристики основных видов. |
2 |
Занятие 10. Военно-морской флот. Классификация, назначение, устройство и тактика. Тактико-технические характеристики основных видов. |
2 |
ТЕМА IV. Юридическая подготовка. |
5 |
Занятие 1. Юридическое обоснование ведения поисковых работ. Нормативные документы, регламентирующие поисковые работы. Федеральный закон "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества". Юридическое взаимодействие образовательной системы и поискового движения в РК. |
2 |
Занятие 2. Гражданский и Уголовный кодексы РФ. Понятия "правонарушение", "преступление" и "наказание", их возможность возникновения во время ведения поисковых работ. Профилактические мероприятия по предупреждению правонарушений во время проведения поисковых экспедиций. |
3 |
ТЕМА V. Основные сражения и боевые действия Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г. |
24 |
Занятие 1. Оборона Брестской крепости, Смоленское сражение 1941 г. Причины, планы сторон, соотношение сил, ход событий, итоги. |
2 |
Занятие 2. Оборонительные бои Красной Армии под Москвой. Контрнаступление. Весенне-летняя кампания 1942 г. - трагедия Юго-Западного фронта. Причины, планы сторон, соотношение сил, ход событий, итоги. |
2 |
Занятие 3. Оборона Одессы, Севастополя 1941-1942 г.г., блокада Ленинграда 1941-1944 г.г., трагедия Крымского фронта 1942 г. |
2 |
Занятие 4. Сталинградская битва 1942-1943 г.г. Оборонительная и наступательная операции. Причины, планы сторон, соотношение сил, ход событий, итоги. |
2 |
Занятие 5. Зимне-весеннее наступление советских войск 1942-1943 г.г. Причины, планы сторон, соотношение сил, ход событий, итоги. |
2 |
Занятие 6. Подготовка советских и немецких войск к боям на Курской дуге. Планы сторон, соотношение сил. Куряне - фронту. Трудовой подвиг курян. |
2 |
Занятие 7. Оборонительная операция советских войск в Сталинграде. Ход событий, итоги. Вооружение и техника, впервые примененные в ходе боёв за Сталинград. |
2 |
Занятие 8. Герои Сталинградской битвы. Подвиги советских воинов и тружеников тыла во время боев за Сталинград, их значение в победе над врагом. |
2 |
Занятие 9. Встречный танковый бой в районе Прохоровка 12 июля 1943 г. Причины, планы сторон, соотношение сил, ход событий, итоги. |
2 |
Занятие 10. Наступательные операции советских войск " ".2 Причины, планы сторон, соотношение сил, ход событий, итоги. Историческое значение победы советских войск в Сталинградской битве. |
2 |
Занятие 11. Боевые действия советских войск сентябрь-декабрь 1943 г. Кампания 1944 г. Освобождение Украины, Прибалтики, Белоруссии. |
2 |
Занятие 12. Освобождение Восточной Европы 1944-1945 г.г. Берлинская операция 1945 г. Бои советских войск на Дальнем. Востоке, Южном Сахалине, Курильских островах, август 1945 г. |
2 |
ТЕМА VI. Музейное дело. |
18 |
Занятие 1. Понятие "музей", его назначение и цели. Создание музея на общественных началах, выбор тематического направления в деятельности музея. |
2 |
Занятие 2. Собирательская работа. Музейные экспонаты. Сбор музейных экспонатов, их описание, зарисовка, фотографирование. Регистрация музейных экспонатов. |
2 |
Занятие 3. Музейные фонды, основной и научно-вспомогательный. Учетно-хранительская работа. Организация работы по учету и хранению фондов. Научно-справочные картотеки. |
2 |
Занятие 4. Понятие "музейная экспозиция". Организация работы над экспозицией. Экспозиционный замысел. Тематическая структура. Правила экспозиционного монтажа. |
2 |
Занятие 5. Реконструкция и реставрация экспонатов. Материалы, используемые в реставрационных и реконструкционных работах, правила и условия их выполнения. |
2 |
Занятие 6. Формы массовой работы музея. Экскурсии, обзорные и тематические лекции, передвижные выставки, семинары, чтения. Проведение встреч. Работа Совета музея. |
3 |
Занятия 7-9. Выездные : ознакомление с работой историко-краеведческого музея г. Новоаннинский , общественных и школьных музеев Новоаннинского района. |
5 |
ТЕМА VII. Системы радиосвязи. |
5 |
Занятие 1. Организация связи в полевых условиях. Организация связи во время ведения разведки, поисковых работ. Телефон ТА-57 и организация проводной связи. |
1 |
Занятие 2. Организация радиосвязи и правила ведения приема передач. Радиостанции УКВ диапазона, используемые в звене "взвод-рота". Радиостанции типа Р-157. Радиостанции гражданского производства, используемые в поисковых работах. |
2 |
Занятие 3-4. Практические занятия. |
2 |
ТЕМА VIII. Практический и архивный поиск. |
6 |
Занятие 1. Выездное. Знакомство с работой Государственного архива г.Волгограда. |
2 |
Занятие 3. Практическое занятие. Определение направления (темы) архивного поиска. Ведение практического поиска. Поиск необходимых документов. Копирование найденных материалов. |
2 |
Занятие 4. Подведение итогов, систематизирование и анализ собранного материала, составление архивной папки. |
2 |
ТЕМА IX. Наградные знаки. |
9 |
Занятие 1. История введения наградных знаков. Наградные знаки в РККА 30-40 г.г. XX века. Медали, ордена, их статуты. Наградные знаки ВОВ. Знаки за ранения. Другие наградные знаки, не имеющие государственного статуса. |
3 |
Занятие 2. Наградные знаки рейхсвера и вермахта (обзорно). |
3 |
Занятие 3. Наградные знаки иностранных государств у военнослужащих РККА. Наградные знаки Венгерской армии. |
3 |
ТЕМА X. Учебно-тренировочное комплексное занятие "Поисковый маршрут". |
8 |
Занятие 1. Снаряжение и экипировка поисковика. Индивидуальная подгонка снаряжения. Категории Вахт Памяти -поисковых экспедиций. Палатки: назначение, устройство, эксплуатация, их подбор для поисковых экспедиций различных категорий. Спальные мешки. Оборудование спального места. |
2 |
Занятие 2. Практическое. Страховка и работа с веревкой, Траверс склона. Прохождение по пересеченной местности. Организация привалов и ночлегов. Простейшие укрытия. Костры и очаги. Установка палатки. |
2 |
Занятие 3. Металлоискатели. Радиостанция. Устройство, эксплуатация. Практическая работа. |
2 |
Занятие 4. Инфекция. Профилактика инфекционных болезней. Значение дезинфекции, деинсекации и дератизации в борьбе с инфекционными болезнями. Опасности, травмы, заболевания, обусловленные: неправильными действиями поисковика, неблагоприятными метеоусловиями, дикими животными, пресмыкающимися, насекомыми, ядовитыми грибами и растениями. Сигналы бедствия. Оказание доврачебной помощи в различных ситуациях. Транспортировка пострадавшего. |
2 |
Раздел IV. «Вахта Памяти» |
258 |
Весенняя «Вахта Памяти» (20 дней) |
|
ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ. Сдача зачетов. |
5 |
360 часов: 2 занятия в неделю по 2 часа |