Вторник, 19.03.2024, 07:58
Приветствую Вас, Гость

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр по работе с детьми и молодежью»

Новоаннинского муниципального района Волгоградской области.

 

 

Утверждаю:

Директор МБУ ДО «Центр молодежи»

 Новоаннинского муниципального района

_________________ И.Р. Фролова

«_____» _______________________ 2019 г.

 

 

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

КЛУБА ПОДГОТОВКИ К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ

«ГАРМОНИЯ»

 

СРОК РЕАЛИЗАЦИИ – 1 год.

ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – клуб.

ПРОГРАММА РАССЧИТАНА на учащихся 10-11 классов (15-18 лет).

РУКОВОДИТЕЛЬ: специалист по работе с молодежью Никифорова Н. В.

ЗАИНТЕРЕСОВАННЫЕ И ПРИВЛЕКАЕМЫЕ ИСПОЛНИТЕЛИ: Отдел ЗАГС,  ТУ по Новоаннинскому району УСЗН АВО по делам семьи, женщин и детей, отдел молодежной политики, культуры и спорта и отдел народного образования администрации Новоаннинского муниципального района, редакция районной газеты «Авангард» и МУП «Новоаннинские вести», врач-гинеколог и др.

 

г. Новоаннинский

2014 год

 

 

Пояснительная записка.

 

Семья занимает важное место  в жизни каждого человека. Многие вопросы  нашей личной жизни решаются именно в семейном кругу, со своими жизненными проблемами, в том числе и производственными, мы в первую очередь делимся с членами семейной группы. К сожалению, от ошибок, семейных трудностей, кризисов и конфликтов не застрахован никто. Иногда семейные отношения осложняются настолько, что дальнейшее функционирование семьи становится невозможным. И тогда близкие люди принимают решение расстаться, не задумываясь о том, какие проблемы из этого следуют. Особенно это касается молодых супругов. Вступая в брак, они не задумываются, какие рифы супружества ждут их на долгом семейном пути.

 

Вместе с тем, несмотря на объективные трудности, молодые люди создают семьи, надеясь на то, что будут счастливы друг с другом. Как известно, первым из периодов, когда семейное счастье бывает наиболее хрупким, являются первые 5 лет супружеской жизни. Образование полноценной семьи – довольно сложный процесс, и вряд ли встретится такой брак, который не испытывал бы кризиса в первые годы своего существования. Ведь по причине своей неосведомленности о закономерных трудностях и противоречиях в супружеских отношениях  молодые супруги часто неспособны разумно подойти к решению своих проблем и конструктивно их решить. Поэтому знание основных проблем и закономерностей трудностей брака, эффективных путей их решения, социально-психологических особенностей и юридических основ семейных взаимоотношений, организации семейного быта, планирования семьи может помочь молодой семье избежать многих роковых ошибок, гармонизировать отношения и обеспечить психологический комфорт всем ее членам.

 

В Новоаннинском районе, как и в целом в стране наблюдается  неблагоприятная демографическая ситуация, на протяжении ряда лет в городе наблюдается:  нестабильность брачных уз, снижение рождаемости, рост регистрации браков несовершеннолетних и рождения детей в этих семьях, высокий уровень внебрачных детей, недостаточная подготовка молодых людей к семейной жизни и сознательному родительству.

 

В связи с этим возникла необходимость создания образовательной программы, направленной на обучение, развитие и воспитание личности учащегося как будущего семьянина и ответственного родителя.

 

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ -   формирование ценностного отношения учащихся 10 – 11  классов к институту брака и семьи.

 

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:

  1. Познакомить учащихся с важнейшими сторонами жизни современной семьи и ее основными функциями и закономерно­стями развития.
  2. Расширить представления о психофизиологических раз­личиях юношей и девушек, обсудить актуальные проблемы пере­живания первой любви и ответственного поведения в сообществе сверстников.
  3. Познакомить учащихся с особенностями ролевого поведения в семье, соответствующими способами взаи­модействия с ближайшим и удаленным окружением (супругами, детьми, возможными родственниками, друзьями).
  4. Развивать навыки конструктивного поведения в типичных семейно-бытовых ситуациях (в том числе конфликтных).
  5. Содействовать осознанию важности ответственного роле­вого поведения в ближайшем окружении (сверстники, родные и др.).
  6. Учить учащихся саморегуляции поведения, правилам личной безопасности; бережному отношению к собственному здоровью и здоровью своих родных; действенному проявлению уважения и заботы о близких.
  1. Развивать правовую, психологическую  куль­туру личности учащегося; способность к регуляции поведения в процессе творческой самореализации и группового взаимодей­ствия.
  2. Обеспечить субъект-субъектное взаимодействие учащихся (эффективное партнерское общение; открытость, взаимоуваже­ние, взаимодоверие, активность и включенность сознания каж­дого учащегося в обсуждаемые темы и проблемы, конструктив­ное разрешение спорных вопросов и построение диалога между партнерами, сотворчество).

 

Организация работы клуба предполагает со­здание обучающей среды, следуя дидактическим требованиям образовательного процесса; разработку и принятие норм эф­фективного взаимодействия учащихся в группе; вхождение в деятельность и работу над усвоением материала; анализ и со­вместное обсуждение итогов работы группы (рефлексия).

Основными способами обучения являются активные формы и методы работы, которые обеспечивают усвоение содержания, эффективную коммуникацию, достижение поставленных целей и задач.

Программа рассчитана на обучение учащихся 10- 11 классов  (15-18 лет) школ города и района. По окончании обучения, воспитанники клуба получают сертификат, свидетельствующий об окончании курса «Подготовка к семейной жизни».

 

Количество обучающихся в группах – 10-15 человек. Период реализации программы – 1 год.

Группа

Возраст обучающихся

Кол-во часов в неделю

Кол-во занятий в неделю

Количество часов в год

№ 1

15-16 лет

2

2

72

№ 2

17-18 лет

2

2

72

 

РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ:

Группа № 1 -  2 раза в неделю по 1 часу.

Группа № 2  - 2 раза в неделю по 1 часу.

 

ФОРМЫ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ.

  1. Лекция;

  2. Беседа;

  3. Ролевая игра;

  4. Дискуссия;

  5. Элементы тренинга;

  6. Интервью.

 

Кроме того, воспитанники клуба принимают участие в подготовке и проведении досуговыхмероприятий для семейных пар горда и района.

 

Учебно - тематический план и содержание программы.

№ п/п

Тема

Количество часов

1

Вводное занятие

  1.  

2

Социальные функции семьи

  1.  

3

Тендерные различия учащихся

  1.  

4

Любовь как высшее человеческое чувство

  1.  

5

Культура интимно-личностных взаимоотноше­ний между полами

  1.  

6

На пути к выбору спутника жизни

  1.  

7

Первые шаги молодой семьи

  1.  

8

Роль родственников в жизни семьи

  1.  

9

Семья, ее основные функции и структура, типология семьи, семейные роли и их распределение.

  1.  

10

Умение взаимодействовать, искусство семейной дипломатии и разрешения конфликтов.

  1.  

11

Юридические основы брака.

  1.  

12

Планирование семьи и сознательное родительство.

  1.  

13

Семейный быт и бюджет.

  1.  

14

Сохранение и развитие семейных традиций.

  1.  

15

Тренинг семейного общения.

  1.  

 

Содержание занятий:

 

Тема 1. Вводное занятие (1 час)

Ознакомление учащихся с предлагаемым курсом, его целя­ми, задачами и темами занятий. Установление предпочтений юношей и девушек относительно предлагаемых в программе тем.

Практические работы.

Анкетирование на темы «Оценка привлекательности каждой темы программы факультативных занятий», «Ваше мнение о браке, семье, любви».

Подготовка коллажа на тему «Идеальный муж/жена».

 

Тема 2. Социальные функции семьи (2 часа)

Происхождение брака и семьи. Значение семьи в жизни от­дельного человека и общества. Основные функции семьи и их трансформация в современном обществе. Заинтересованность го­сударства в укреплении семьи. Социальная помощь и поддержка семей с несовершеннолетними детьми в Волгоградской области.

Практические работы.

Упражнение «Четыре слова».

Дискуссия на тему «Можно ли прожить без семьи».

Работа с бланками «Характеристика социальных функций семьи» или «Последствия невыполнения семьей социальных функций».

 

Тема 3. Гендерные различия учащихся (2 часа)

Гендерные роли в обществе. Психофизиологические особенности юноши. Понятие о мужественности в разные эпохи и у разных народов. Искаженные представления о мужественности. Мужчина в современном мире. Психофизиологические особен­ности девушки. Понятие о женственности в разные исторические периоды и у разных народов. Женщина в современном мире.

Практические работы.

 Игра «Мои достоинства».

Изготовление коллажей на темы «Идеал современного юно­ши» (девушки), «Идеал современной девушки» (юноши).

Ролевая игра «Юноши глазами девушек», «Девушки глазами юношей».

Работа с бланком «Традиционное мужское и женское по­ведение».

 Ролевая игра «Два мира».

 

Тема 4. Любовь как высшее человеческое чувство (3 часа)

Товарищеские и дружеские отношения между юношами и девушками. Дружба как школа общения и преддверие роман тических взаимоотношений. Феномен любви, ее этапы. Любовь и влюбленность: сходство и различия.

Практические работы.

Упражнения «Любовь — это...», «Маска».

Мини-опрос «Возможна ли дружба между девушкой и юно­шей в настоящее время?».

Групповое задание «Влюбленность и любовь: сходство и раз­личия».

Работа с бланками «Модели поведения юношей и девушек, переживающих влюбленность и любовь».

Составление списка качеств на тему «Качества, которыми должен обладать человек, достойный любви».

 

Тема 5. Культура интимно-личностных взаимоотношений между полами (9 часов)

Занятия проводятся отдельно для юношей и девушек врача­ми-специалистами — гинекологами и урологами (1/1 час).

Культура интимных отношений между девушками и юно­шами. Ответственность юношей и девушек за свое сексуальное поведение. Последствия ранней половой жизни для юношей и девушек.

Практические работы.

Упражнение «Я люблю себя за то, что ...».

Проведение диагностической беседы.

Микрогрупповая работа с целью определения понятий «куль­тура интимно-личностных отношений», «ответственность», «репродуктивное здоровье».

Микрогрупповая работа и дискуссия на тему «Ранняя по­ловая жизнь: за и против».

 

Тема 6. На пути к выбору спутника жизни (4 часа)

Брак. Мотивы вступления в брак. Мифы о брачном партнере. Представления молодых людей об идеальном(ой) супруге. Тео­рии выбора брачного партнера. Требования, предъявляемые к будущему(ей) супругу(е) (материальная обеспеченность, статус, занимаемая должность и пр.).

Практические работы.

Игра «Собери имя».

Микрогрупповая работа: составление перечня черт, кото­рыми должен обладать будущий спутник жизни (отдельно для юношей и девушек).

Микрогрупповая работа: составление перечня ожиданий от будущего супруга в браке; списка примеров того, что супруг/ супруга будет ожидать от нее/него после вступления в брак (от­дельно для юношей и девушек).

 

Тема 7. Первые шаги молодой семьи (4 часа)

Супружество и супружеские отношения. Молодая семья. Влияние опыта жизни юношей и девушек в родительской семье на жизненный уклад их собственных семей. Ожидания и притязания молодых супругов. Необходимость трансформации прежнего образа жизни. Первичная — материально-бытовая, нравственная, психологическая, интимно-личностная и пр. — адаптация молодоженов. Типичные причины возникновения противоречивых ситуаций в молодой семье.

Практические работы.

Игры «Общаемся без слов», «Волшебный мяч мудрости».

Подготовка проекта «Моя будущая семья». Заполнение бланка.

Ролевая игра по моделированию и проигрыванию противо­речивых ситуаций в молодой семье.

 

Тема 8. Роль родственников в жизни семьи (3 часа)

Близкородственные семейные связи и их значение для чело­века. Возникновение новых родственных отношений в связи со вступлением в брак. Положительные и отрицательные стороны совместного проживания молодоженов с людьми старшего по­коления. Взаимное уважение как важнейшее условие семейного благополучия в разнопоколенных семьях.

Практические работы.

Упражнение «Три дерева».

Составление таблицы «Структура родственных связей и от­ношений».

Заполнение плаката «Положительные и отрицательные сто­роны совместного проживания молодоженов с людьми старшего поколения, близкими родственниками».

Ролевая игра «Моделирование ситуации знакомства молодых людей с будущими родственниками».

 

Тема 9. Семья, ее основные функции и структура, типология семьи, семейные роли и их распределение.

Роль семьи в обществе. Формирование и развитие личности человека, овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации ребенка в обществе. Типология семьи и семейные отношения. Экономическая и хозяйственно-бытовая функция семьи.

            Игра «Какая у нас семья?»

 

Тема 10. Умение взаимодействовать, искусство семейной дипломатии и разрешение конфликтов (10 часов)

Семейные конфликты: конфликты между родителями, между родителями и детьми. Причины семейных конфликтов. Барьеры общения как фактор межличностного конфликта. Психотравмирующие последствия семейных конфликтов.

Практические работы.

Упражнения «Снежинка», «Диалог».

Парное интервью «Что ты знаешь о причинах нарушений отношений в семье между родителями и детьми?».

Игра-драматизация «Конфликты между родителями и деть­ми».

Упражнение «А еще я хочу сказать...».

 

Тема 11. Юридические основы брака (4 часа).

Порядок и условия заключения и расторжения брака. Брачный договор. Единство супружеских прав и обязан­ностей. Права ребенка в семье. Юридическая ответственность родителей за воспитание детей. Соглашение о детях. Алимент­ные обязанности супругов. Причины, основания и последствия лишения родителей прав на детей.

Практические работы.

Работа в подгруппах на тему «Брачный договор: за и против».

Работа с бланком брачного договора.

Анализ проблемных юридических ситуаций на брачно-семейную тематику.

 

Тема 12. Планирование семьи и сознательное  родительство (4 часа)

Планирование рождения детей в семье. Уход за новорож­денным и младенцем. Ответственность родителей за воспитание детей. Основные принципы и закономерности семейного воспитания: уважение личности ребенка, ненасилие, активное включение детей в жизнедеятельность семьи.

Практические работы.

Уход и забота за воображаемым ребенком в виде куклы-го­лыша (пеленание, одевание, смена подгузника и пр.).

Театр скульптур на тему «Качества моего будущего ребенка».

 

Тема 13. Семейный быт и бюджет (4часа)

Виды домашних работ. Необходимые умения и навыки по ведению домашнего хозяйства, способы создания и поддержания домашнего уюта. Установление круга семейных обязанностей, их распределение между членами семьи. Включенность детей в домашнюю работу. Досуг. Роль досуга в укреплении семейных связей. Проблемы организации семейного отдыха. Семейные праздники, особенности их подготовки и проведения как один из путей сохранения и передачи традиций.

Практические работы.

Игры «Семейная путаница», «Зоопарк», «Собери открытку».

Задание «Ранжирование выполняемых обязанностей уча­щихся в семье».

Упражнение «Прощание».

Работа с бланками «Незавершенные предложения», «Определение круга семейных обязанностей и их распределение между членами семьи».

Ролевая игра «Домашний совет».

Работа в подгруппах на темы «Проектирование досуга в семье», «Полезные советы об организации досуга в семье».

Реальные нужды членов семьи и псевдопотребности, возникающие ситуативно: в зависимости от моды, установок ближайшего окружения и пр. Семейный бюджет: стабильные и разовые доходы членов семьи, обязательные расходы. Краткосрочное и долговременное планирование бюджета семьи, его значение. Необходимость выделения средств на правильное питание в со­ответствии с уровнем доходов семьи.

Практическая работа.

Работа с бланком «Расходная часть семейного бюджета».

 

Тема 14. Сохранение и развитие семейных традиций (4 часа)

Семейные ценности в нравственном воспитании. Игра «вопрос – ответ». Что такое семейные ценности?

Практическое занятие.

 

Тема 15. Тренинг семейного общения (10 часов)

Самопознание. Любовь к себе, самооценка, управление собственными эмоциями

Новое чувство. Предчувствие любви, страх обрести счастье, готовность любить и быть любимыми вновь

Отношения в паре. Работа над настоящим, исправление прошлого, открытость будущему

"Семья и как в ней уцелеть"

Бесконфликтное общение в деловых и семейных отношениях. Семейные кризисы. Пять этапов, как их преодолеть, чтобы сохранить семью.

Семейные правила. «Кто хозяин в семье?»

Как говорить комплименты.

Ритуал для двоих. Традиции и праздники

Детско-родительские отношения. Воспитание ребенка как воспитание себя. Умение любить, никого не упрекая. "Трудно быть Богом"

 

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ О:

ценности и важности для человека и общества института брака и семьи;

психофизиологических различиях мужчины и женщины;

правилах планирования семьи;

распределении семейных ролей и обязанностей;

этике интимно-личностных отношений и негативных по­следствиях сексуальной активности между полами в раннем возрасте;

правилах поведения в семье, диалогических способах общения (беседа, совет и др.);

наиболее распространенных причинах супружеских разногласий и конфликтов, а также о способах их разрешения, возможностях достижения гармонии в семейных отношениях;

правилах планирования и ведения семейного бюджета;

основных принципах и закономерностях семейного воспитания;

нормах законодательного регулирования брачно-семейных отношений в РФ, уголовной и моральной ответственности за домашнее насилие.

УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ:

иметь представление о понятиях «брак» и «семья», «ответственное и осознанное родительство»;

уважительно общаться со старшими по возрасту, а также сверстниками и представителями противоположного пола;

вступать в диалог, точно формулировать свои вопросы, кон­тролировать негативные эмоции, советоваться, принимать ответ­ственные и осознанные решения, учитывая мнение и проблемы

значимого или близкого окружения, проявлять терпимость, благожелательность в общении;

прогнозировать последствия своих слов, действий и поступ­ков при вступлении в контакт с лицами противоположного пола;

разрешать конфликтные ситуации без нанесения партнеру психологической и нравственной травмы;

оказывать психологическую и моральную поддержку другим людям, особенно родным и близким, выполнять домашнюю ра­боту в соответствии с возрастом;

рассчитывать семейный бюджет на короткий и длительный срок;

владеть элементарными навыками ухода за маленькими детьми.

 

 

Досуговые и массовые мероприятия, проводимые в течение учебного года.

  • Районный конкурс «Молодая семья»;
  • Мероприятия ко Дню матери и Дню отца;
  • Мероприятие, посвященное Дню семьи;
  • Новогодние мероприятия для детей молодых семей;
  • Развлекательные мероприятия для молодых семейных пар.

 

 

 

Список литературы

(для педагога)

Аккерман,Д. Любовь в истории / Д. Аккерман. — М. : Крон-Пресс, 1995. — 464 с.

Алтынцева, Е. Н. Мой жизненный путь. Программа подготовки выпускников детских учреждений к самостоятельной жизни / Е. Н. Ал­тынцева, А. П. Лаврович. — Минск : В.И.З.А. ГРУПП, 2009. — 216 с.

Андреева, О. Я. Диалекты любви: семейные проблемы глазами психолога и журналиста / О. Я. Андреева, И. Ф. Дергач. — Минск : Ильин В. Н., 1998. — 128 с.

Аргайл, М. Психология счастья / М. Аргайл. — М. : Прогресс, 1990. — 336 с.

Афанасьев, А. Синтаксис любви (типология личности: прогноз пар­ных отношений) / А. Афанасьев. — М. : Черная белка, 2007. — 352 с.

Афанасьева, Т. М. От Я до Мы: азбука семейной жизни / Т. М. Афа­насьева [и др.]. — 2-е изд., доп. — Москва : Педагогика, 1990. — 334 с.

Владин, В. 3. Гармония семейных отношений / В. 3. Владин, Д. 3. Ка­пустин. — Минск :Вышэйшая школа, 1989. — 335 с.

Гребенников, И. В. Основы семейной жизни: учеб.пособие для сту­дентов пед. институтов / И. В. Гребенников. — Москва: Просвещение, 1991.     —158 с.

Гришина, Н. В. Психология конфликта / Н. В. Гришина. — СПб. : Питер, 2000. — 464 с.

Джонсон, Р. Мы. Источник и предназначение романтической люб­ви / Р. Джонсон. — М. : Гиль-Эстель, 1998. — 91 с.

Дружинин, В. Н. Психология семьи / В. Н. Дружинин. — 3-е изд. — СПб. : Питер Пресс, 2007. — 176 с.

Кочетов, А. И. Начала семейной жизни / А. И. Кочетов. — Минск : Полымя, 1989. — 447 с.

Круглое, В. А. Семейное право Республики Беларусь / В. А. Кру­глое, Е. В. Шейпак, В. С. Шейпак. — Минск : Издательство «Дикта», 2007. — 220 с.

Кузнецов, М. Т. Введение в психогигиену любви и брака / М. Т. Куз­нецов. — Минск : Беларусь, 1992. — 223 с.

Куприянчик, Л. Л. Психология любви / Л. Л. Куприянчик. — М. :Сталкер, 1998. — 416 с.

Куттер, П. Любовь, ненависть, зависть, ревность. Психоанализ страстей / П. Куттер; пер. с англ. — М. : Б.С.К., 2004. — 256 с.

Педагогика и психология семейного воспитания / М. П. Осипова [и др.]; под ред. М. П. Осиповой, А. А. Горбаценко. — Брест :БрГУ, 2004.— 311с.

Целуйко, В. М. Родители и дети: психология взаимоотношений в семье / В. М. Целуйко. — 2-е изд. — Мозырь : Содействие, 2007. — 222 с.

Чечет, В. В. Педагогика семейного воспитания: учеб.пособие / В. В. Чечет. — Минск :Пачатковая школа, 2007. — 184 с.

Рекомендуемая литература

(для учащегося)

Виноградская, К. Большая книга для юных джентльменов / К. Виноградская. — Ростов-н/Д :Владис, 20l0. — 480 с.

Лэмб, К. Моя семья сводит меня с ума! Как выжить подростку в этом жестоком мире; пер. с англ. К. Лэмб. — М.: АстрельАст, 2000. — 184 с.

Настольная книга для девочек. Путеводитель по этикету / авт.-сост. М. Мулаева, М. Пьяница, Е. Цукалова. — СПб.: Эксмо, 2008. — 384 с.

Разумихина, Г. П. Семейные тайны любви для подростков. Серия: Психологический практикум / Г. П. Разумихина. — Ростов-н/Д : Фе­никс, 2004. — 448 с.

Суханов, С. В. Сексуальная энциклопедия для подростков / С. В. Су­ханов, Н. Г. Орлова. — Харьков : Основа, 2008. — 96 с.

Яровицкий, В. Мой первый учебник по психологии. Книга для подростка. Серия: Психологический практикум / В. Яровицкий. — Ростов-н/Д : Феникс, 2011. — 256 с.