Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр по работе с детьми и молодежью»
Новоаннинского муниципального района Волгоградской области.
Утверждаю:
Директор МБУ ДО «Центр молодежи»
Новоаннинского муниципального района
_________________ И.Р. Фролова
«_____» _______________________ 2019 г.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
КЛУБА ПОДГОТОВКИ К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ
«ГАРМОНИЯ»
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ – 1 год.
ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – клуб.
ПРОГРАММА РАССЧИТАНА на учащихся 10-11 классов (15-18 лет).
РУКОВОДИТЕЛЬ: специалист по работе с молодежью Никифорова Н. В.
ЗАИНТЕРЕСОВАННЫЕ И ПРИВЛЕКАЕМЫЕ ИСПОЛНИТЕЛИ: Отдел ЗАГС, ТУ по Новоаннинскому району УСЗН АВО по делам семьи, женщин и детей, отдел молодежной политики, культуры и спорта и отдел народного образования администрации Новоаннинского муниципального района, редакция районной газеты «Авангард» и МУП «Новоаннинские вести», врач-гинеколог и др.
г. Новоаннинский
2014 год
Пояснительная записка.
Семья занимает важное место в жизни каждого человека. Многие вопросы нашей личной жизни решаются именно в семейном кругу, со своими жизненными проблемами, в том числе и производственными, мы в первую очередь делимся с членами семейной группы. К сожалению, от ошибок, семейных трудностей, кризисов и конфликтов не застрахован никто. Иногда семейные отношения осложняются настолько, что дальнейшее функционирование семьи становится невозможным. И тогда близкие люди принимают решение расстаться, не задумываясь о том, какие проблемы из этого следуют. Особенно это касается молодых супругов. Вступая в брак, они не задумываются, какие рифы супружества ждут их на долгом семейном пути.
Вместе с тем, несмотря на объективные трудности, молодые люди создают семьи, надеясь на то, что будут счастливы друг с другом. Как известно, первым из периодов, когда семейное счастье бывает наиболее хрупким, являются первые 5 лет супружеской жизни. Образование полноценной семьи – довольно сложный процесс, и вряд ли встретится такой брак, который не испытывал бы кризиса в первые годы своего существования. Ведь по причине своей неосведомленности о закономерных трудностях и противоречиях в супружеских отношениях молодые супруги часто неспособны разумно подойти к решению своих проблем и конструктивно их решить. Поэтому знание основных проблем и закономерностей трудностей брака, эффективных путей их решения, социально-психологических особенностей и юридических основ семейных взаимоотношений, организации семейного быта, планирования семьи может помочь молодой семье избежать многих роковых ошибок, гармонизировать отношения и обеспечить психологический комфорт всем ее членам.
В Новоаннинском районе, как и в целом в стране наблюдается неблагоприятная демографическая ситуация, на протяжении ряда лет в городе наблюдается: нестабильность брачных уз, снижение рождаемости, рост регистрации браков несовершеннолетних и рождения детей в этих семьях, высокий уровень внебрачных детей, недостаточная подготовка молодых людей к семейной жизни и сознательному родительству.
В связи с этим возникла необходимость создания образовательной программы, направленной на обучение, развитие и воспитание личности учащегося как будущего семьянина и ответственного родителя.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ - формирование ценностного отношения учащихся 10 – 11 классов к институту брака и семьи.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
- Познакомить учащихся с важнейшими сторонами жизни современной семьи и ее основными функциями и закономерностями развития.
- Расширить представления о психофизиологических различиях юношей и девушек, обсудить актуальные проблемы переживания первой любви и ответственного поведения в сообществе сверстников.
- Познакомить учащихся с особенностями ролевого поведения в семье, соответствующими способами взаимодействия с ближайшим и удаленным окружением (супругами, детьми, возможными родственниками, друзьями).
- Развивать навыки конструктивного поведения в типичных семейно-бытовых ситуациях (в том числе конфликтных).
- Содействовать осознанию важности ответственного ролевого поведения в ближайшем окружении (сверстники, родные и др.).
- Учить учащихся саморегуляции поведения, правилам личной безопасности; бережному отношению к собственному здоровью и здоровью своих родных; действенному проявлению уважения и заботы о близких.
- Развивать правовую, психологическую культуру личности учащегося; способность к регуляции поведения в процессе творческой самореализации и группового взаимодействия.
- Обеспечить субъект-субъектное взаимодействие учащихся (эффективное партнерское общение; открытость, взаимоуважение, взаимодоверие, активность и включенность сознания каждого учащегося в обсуждаемые темы и проблемы, конструктивное разрешение спорных вопросов и построение диалога между партнерами, сотворчество).
Организация работы клуба предполагает создание обучающей среды, следуя дидактическим требованиям образовательного процесса; разработку и принятие норм эффективного взаимодействия учащихся в группе; вхождение в деятельность и работу над усвоением материала; анализ и совместное обсуждение итогов работы группы (рефлексия).
Основными способами обучения являются активные формы и методы работы, которые обеспечивают усвоение содержания, эффективную коммуникацию, достижение поставленных целей и задач.
Программа рассчитана на обучение учащихся 10- 11 классов (15-18 лет) школ города и района. По окончании обучения, воспитанники клуба получают сертификат, свидетельствующий об окончании курса «Подготовка к семейной жизни».
Количество обучающихся в группах – 10-15 человек. Период реализации программы – 1 год.
Группа |
Возраст обучающихся |
Кол-во часов в неделю |
Кол-во занятий в неделю |
Количество часов в год |
№ 1 |
15-16 лет |
2 |
2 |
72 |
№ 2 |
17-18 лет |
2 |
2 |
72 |
РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ:
Группа № 1 - 2 раза в неделю по 1 часу.
Группа № 2 - 2 раза в неделю по 1 часу.
ФОРМЫ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ.
-
Лекция;
-
Беседа;
-
Ролевая игра;
-
Дискуссия;
-
Элементы тренинга;
-
Интервью.
Кроме того, воспитанники клуба принимают участие в подготовке и проведении досуговыхмероприятий для семейных пар горда и района.
Учебно - тематический план и содержание программы.
№ п/п |
Тема |
Количество часов |
1 |
Вводное занятие |
|
2 |
Социальные функции семьи |
|
3 |
Тендерные различия учащихся |
|
4 |
Любовь как высшее человеческое чувство |
|
5 |
Культура интимно-личностных взаимоотношений между полами |
|
6 |
На пути к выбору спутника жизни |
|
7 |
Первые шаги молодой семьи |
|
8 |
Роль родственников в жизни семьи |
|
9 |
Семья, ее основные функции и структура, типология семьи, семейные роли и их распределение. |
|
10 |
Умение взаимодействовать, искусство семейной дипломатии и разрешения конфликтов. |
|
11 |
Юридические основы брака. |
|
12 |
Планирование семьи и сознательное родительство. |
|
13 |
Семейный быт и бюджет. |
|
14 |
Сохранение и развитие семейных традиций. |
|
15 |
Тренинг семейного общения. |
|
Содержание занятий:
Тема 1. Вводное занятие (1 час)
Ознакомление учащихся с предлагаемым курсом, его целями, задачами и темами занятий. Установление предпочтений юношей и девушек относительно предлагаемых в программе тем.
Практические работы.
Анкетирование на темы «Оценка привлекательности каждой темы программы факультативных занятий», «Ваше мнение о браке, семье, любви».
Подготовка коллажа на тему «Идеальный муж/жена».
Тема 2. Социальные функции семьи (2 часа)
Происхождение брака и семьи. Значение семьи в жизни отдельного человека и общества. Основные функции семьи и их трансформация в современном обществе. Заинтересованность государства в укреплении семьи. Социальная помощь и поддержка семей с несовершеннолетними детьми в Волгоградской области.
Практические работы.
Упражнение «Четыре слова».
Дискуссия на тему «Можно ли прожить без семьи».
Работа с бланками «Характеристика социальных функций семьи» или «Последствия невыполнения семьей социальных функций».
Тема 3. Гендерные различия учащихся (2 часа)
Гендерные роли в обществе. Психофизиологические особенности юноши. Понятие о мужественности в разные эпохи и у разных народов. Искаженные представления о мужественности. Мужчина в современном мире. Психофизиологические особенности девушки. Понятие о женственности в разные исторические периоды и у разных народов. Женщина в современном мире.
Практические работы.
Игра «Мои достоинства».
Изготовление коллажей на темы «Идеал современного юноши» (девушки), «Идеал современной девушки» (юноши).
Ролевая игра «Юноши глазами девушек», «Девушки глазами юношей».
Работа с бланком «Традиционное мужское и женское поведение».
Ролевая игра «Два мира».
Тема 4. Любовь как высшее человеческое чувство (3 часа)
Товарищеские и дружеские отношения между юношами и девушками. Дружба как школа общения и преддверие роман тических взаимоотношений. Феномен любви, ее этапы. Любовь и влюбленность: сходство и различия.
Практические работы.
Упражнения «Любовь — это...», «Маска».
Мини-опрос «Возможна ли дружба между девушкой и юношей в настоящее время?».
Групповое задание «Влюбленность и любовь: сходство и различия».
Работа с бланками «Модели поведения юношей и девушек, переживающих влюбленность и любовь».
Составление списка качеств на тему «Качества, которыми должен обладать человек, достойный любви».
Тема 5. Культура интимно-личностных взаимоотношений между полами (9 часов)
Занятия проводятся отдельно для юношей и девушек врачами-специалистами — гинекологами и урологами (1/1 час).
Культура интимных отношений между девушками и юношами. Ответственность юношей и девушек за свое сексуальное поведение. Последствия ранней половой жизни для юношей и девушек.
Практические работы.
Упражнение «Я люблю себя за то, что ...».
Проведение диагностической беседы.
Микрогрупповая работа с целью определения понятий «культура интимно-личностных отношений», «ответственность», «репродуктивное здоровье».
Микрогрупповая работа и дискуссия на тему «Ранняя половая жизнь: за и против».
Тема 6. На пути к выбору спутника жизни (4 часа)
Брак. Мотивы вступления в брак. Мифы о брачном партнере. Представления молодых людей об идеальном(ой) супруге. Теории выбора брачного партнера. Требования, предъявляемые к будущему(ей) супругу(е) (материальная обеспеченность, статус, занимаемая должность и пр.).
Практические работы.
Игра «Собери имя».
Микрогрупповая работа: составление перечня черт, которыми должен обладать будущий спутник жизни (отдельно для юношей и девушек).
Микрогрупповая работа: составление перечня ожиданий от будущего супруга в браке; списка примеров того, что супруг/ супруга будет ожидать от нее/него после вступления в брак (отдельно для юношей и девушек).
Тема 7. Первые шаги молодой семьи (4 часа)
Супружество и супружеские отношения. Молодая семья. Влияние опыта жизни юношей и девушек в родительской семье на жизненный уклад их собственных семей. Ожидания и притязания молодых супругов. Необходимость трансформации прежнего образа жизни. Первичная — материально-бытовая, нравственная, психологическая, интимно-личностная и пр. — адаптация молодоженов. Типичные причины возникновения противоречивых ситуаций в молодой семье.
Практические работы.
Игры «Общаемся без слов», «Волшебный мяч мудрости».
Подготовка проекта «Моя будущая семья». Заполнение бланка.
Ролевая игра по моделированию и проигрыванию противоречивых ситуаций в молодой семье.
Тема 8. Роль родственников в жизни семьи (3 часа)
Близкородственные семейные связи и их значение для человека. Возникновение новых родственных отношений в связи со вступлением в брак. Положительные и отрицательные стороны совместного проживания молодоженов с людьми старшего поколения. Взаимное уважение как важнейшее условие семейного благополучия в разнопоколенных семьях.
Практические работы.
Упражнение «Три дерева».
Составление таблицы «Структура родственных связей и отношений».
Заполнение плаката «Положительные и отрицательные стороны совместного проживания молодоженов с людьми старшего поколения, близкими родственниками».
Ролевая игра «Моделирование ситуации знакомства молодых людей с будущими родственниками».
Тема 9. Семья, ее основные функции и структура, типология семьи, семейные роли и их распределение.
Роль семьи в обществе. Формирование и развитие личности человека, овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации ребенка в обществе. Типология семьи и семейные отношения. Экономическая и хозяйственно-бытовая функция семьи.
Игра «Какая у нас семья?»
Тема 10. Умение взаимодействовать, искусство семейной дипломатии и разрешение конфликтов (10 часов)
Семейные конфликты: конфликты между родителями, между родителями и детьми. Причины семейных конфликтов. Барьеры общения как фактор межличностного конфликта. Психотравмирующие последствия семейных конфликтов.
Практические работы.
Упражнения «Снежинка», «Диалог».
Парное интервью «Что ты знаешь о причинах нарушений отношений в семье между родителями и детьми?».
Игра-драматизация «Конфликты между родителями и детьми».
Упражнение «А еще я хочу сказать...».
Тема 11. Юридические основы брака (4 часа).
Порядок и условия заключения и расторжения брака. Брачный договор. Единство супружеских прав и обязанностей. Права ребенка в семье. Юридическая ответственность родителей за воспитание детей. Соглашение о детях. Алиментные обязанности супругов. Причины, основания и последствия лишения родителей прав на детей.
Практические работы.
Работа в подгруппах на тему «Брачный договор: за и против».
Работа с бланком брачного договора.
Анализ проблемных юридических ситуаций на брачно-семейную тематику.
Тема 12. Планирование семьи и сознательное родительство (4 часа)
Планирование рождения детей в семье. Уход за новорожденным и младенцем. Ответственность родителей за воспитание детей. Основные принципы и закономерности семейного воспитания: уважение личности ребенка, ненасилие, активное включение детей в жизнедеятельность семьи.
Практические работы.
Уход и забота за воображаемым ребенком в виде куклы-голыша (пеленание, одевание, смена подгузника и пр.).
Театр скульптур на тему «Качества моего будущего ребенка».
Тема 13. Семейный быт и бюджет (4часа)
Виды домашних работ. Необходимые умения и навыки по ведению домашнего хозяйства, способы создания и поддержания домашнего уюта. Установление круга семейных обязанностей, их распределение между членами семьи. Включенность детей в домашнюю работу. Досуг. Роль досуга в укреплении семейных связей. Проблемы организации семейного отдыха. Семейные праздники, особенности их подготовки и проведения как один из путей сохранения и передачи традиций.
Практические работы.
Игры «Семейная путаница», «Зоопарк», «Собери открытку».
Задание «Ранжирование выполняемых обязанностей учащихся в семье».
Упражнение «Прощание».
Работа с бланками «Незавершенные предложения», «Определение круга семейных обязанностей и их распределение между членами семьи».
Ролевая игра «Домашний совет».
Работа в подгруппах на темы «Проектирование досуга в семье», «Полезные советы об организации досуга в семье».
Реальные нужды членов семьи и псевдопотребности, возникающие ситуативно: в зависимости от моды, установок ближайшего окружения и пр. Семейный бюджет: стабильные и разовые доходы членов семьи, обязательные расходы. Краткосрочное и долговременное планирование бюджета семьи, его значение. Необходимость выделения средств на правильное питание в соответствии с уровнем доходов семьи.
Практическая работа.
Работа с бланком «Расходная часть семейного бюджета».
Тема 14. Сохранение и развитие семейных традиций (4 часа)
Семейные ценности в нравственном воспитании. Игра «вопрос – ответ». Что такое семейные ценности?
Практическое занятие.
Тема 15. Тренинг семейного общения (10 часов)
Самопознание. Любовь к себе, самооценка, управление собственными эмоциями
Новое чувство. Предчувствие любви, страх обрести счастье, готовность любить и быть любимыми вновь
Отношения в паре. Работа над настоящим, исправление прошлого, открытость будущему
"Семья и как в ней уцелеть"
Бесконфликтное общение в деловых и семейных отношениях. Семейные кризисы. Пять этапов, как их преодолеть, чтобы сохранить семью.
Семейные правила. «Кто хозяин в семье?»
Как говорить комплименты.
Ритуал для двоих. Традиции и праздники
Детско-родительские отношения. Воспитание ребенка как воспитание себя. Умение любить, никого не упрекая. "Трудно быть Богом"
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ О:
ценности и важности для человека и общества института брака и семьи;
психофизиологических различиях мужчины и женщины;
правилах планирования семьи;
распределении семейных ролей и обязанностей;
этике интимно-личностных отношений и негативных последствиях сексуальной активности между полами в раннем возрасте;
правилах поведения в семье, диалогических способах общения (беседа, совет и др.);
наиболее распространенных причинах супружеских разногласий и конфликтов, а также о способах их разрешения, возможностях достижения гармонии в семейных отношениях;
правилах планирования и ведения семейного бюджета;
основных принципах и закономерностях семейного воспитания;
нормах законодательного регулирования брачно-семейных отношений в РФ, уголовной и моральной ответственности за домашнее насилие.
УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ:
иметь представление о понятиях «брак» и «семья», «ответственное и осознанное родительство»;
уважительно общаться со старшими по возрасту, а также сверстниками и представителями противоположного пола;
вступать в диалог, точно формулировать свои вопросы, контролировать негативные эмоции, советоваться, принимать ответственные и осознанные решения, учитывая мнение и проблемы
значимого или близкого окружения, проявлять терпимость, благожелательность в общении;
прогнозировать последствия своих слов, действий и поступков при вступлении в контакт с лицами противоположного пола;
разрешать конфликтные ситуации без нанесения партнеру психологической и нравственной травмы;
оказывать психологическую и моральную поддержку другим людям, особенно родным и близким, выполнять домашнюю работу в соответствии с возрастом;
рассчитывать семейный бюджет на короткий и длительный срок;
владеть элементарными навыками ухода за маленькими детьми.
Досуговые и массовые мероприятия, проводимые в течение учебного года.
- Районный конкурс «Молодая семья»;
- Мероприятия ко Дню матери и Дню отца;
- Мероприятие, посвященное Дню семьи;
- Новогодние мероприятия для детей молодых семей;
- Развлекательные мероприятия для молодых семейных пар.
Список литературы
(для педагога)
Аккерман,Д. Любовь в истории / Д. Аккерман. — М. : Крон-Пресс, 1995. — 464 с.
Алтынцева, Е. Н. Мой жизненный путь. Программа подготовки выпускников детских учреждений к самостоятельной жизни / Е. Н. Алтынцева, А. П. Лаврович. — Минск : В.И.З.А. ГРУПП, 2009. — 216 с.
Андреева, О. Я. Диалекты любви: семейные проблемы глазами психолога и журналиста / О. Я. Андреева, И. Ф. Дергач. — Минск : Ильин В. Н., 1998. — 128 с.
Аргайл, М. Психология счастья / М. Аргайл. — М. : Прогресс, 1990. — 336 с.
Афанасьев, А. Синтаксис любви (типология личности: прогноз парных отношений) / А. Афанасьев. — М. : Черная белка, 2007. — 352 с.
Афанасьева, Т. М. От Я до Мы: азбука семейной жизни / Т. М. Афанасьева [и др.]. — 2-е изд., доп. — Москва : Педагогика, 1990. — 334 с.
Владин, В. 3. Гармония семейных отношений / В. 3. Владин, Д. 3. Капустин. — Минск :Вышэйшая школа, 1989. — 335 с.
Гребенников, И. В. Основы семейной жизни: учеб.пособие для студентов пед. институтов / И. В. Гребенников. — Москва: Просвещение, 1991. —158 с.
Гришина, Н. В. Психология конфликта / Н. В. Гришина. — СПб. : Питер, 2000. — 464 с.
Джонсон, Р. Мы. Источник и предназначение романтической любви / Р. Джонсон. — М. : Гиль-Эстель, 1998. — 91 с.
Дружинин, В. Н. Психология семьи / В. Н. Дружинин. — 3-е изд. — СПб. : Питер Пресс, 2007. — 176 с.
Кочетов, А. И. Начала семейной жизни / А. И. Кочетов. — Минск : Полымя, 1989. — 447 с.
Круглое, В. А. Семейное право Республики Беларусь / В. А. Круглое, Е. В. Шейпак, В. С. Шейпак. — Минск : Издательство «Дикта», 2007. — 220 с.
Кузнецов, М. Т. Введение в психогигиену любви и брака / М. Т. Кузнецов. — Минск : Беларусь, 1992. — 223 с.
Куприянчик, Л. Л. Психология любви / Л. Л. Куприянчик. — М. :Сталкер, 1998. — 416 с.
Куттер, П. Любовь, ненависть, зависть, ревность. Психоанализ страстей / П. Куттер; пер. с англ. — М. : Б.С.К., 2004. — 256 с.
Педагогика и психология семейного воспитания / М. П. Осипова [и др.]; под ред. М. П. Осиповой, А. А. Горбаценко. — Брест :БрГУ, 2004.— 311с.
Целуйко, В. М. Родители и дети: психология взаимоотношений в семье / В. М. Целуйко. — 2-е изд. — Мозырь : Содействие, 2007. — 222 с.
Чечет, В. В. Педагогика семейного воспитания: учеб.пособие / В. В. Чечет. — Минск :Пачатковая школа, 2007. — 184 с.
Рекомендуемая литература
(для учащегося)
Виноградская, К. Большая книга для юных джентльменов / К. Виноградская. — Ростов-н/Д :Владис, 20l0. — 480 с.
Лэмб, К. Моя семья сводит меня с ума! Как выжить подростку в этом жестоком мире; пер. с англ. К. Лэмб. — М.: АстрельАст, 2000. — 184 с.
Настольная книга для девочек. Путеводитель по этикету / авт.-сост. М. Мулаева, М. Пьяница, Е. Цукалова. — СПб.: Эксмо, 2008. — 384 с.
Разумихина, Г. П. Семейные тайны любви для подростков. Серия: Психологический практикум / Г. П. Разумихина. — Ростов-н/Д : Феникс, 2004. — 448 с.
Суханов, С. В. Сексуальная энциклопедия для подростков / С. В. Суханов, Н. Г. Орлова. — Харьков : Основа, 2008. — 96 с.
Яровицкий, В. Мой первый учебник по психологии. Книга для подростка. Серия: Психологический практикум / В. Яровицкий. — Ростов-н/Д : Феникс, 2011. — 256 с.